На июньском заседании Законодательного собрания Карелии депутаты намеревались внести поправку в Конституцию республики, которая бы облегчила, хотя и не гарантировала придание карельскому языку государственного статуса. Сейчас для этого необходимо проведение республиканского референдума, а, учитывая то, что карелов в Карелии осталось менее десяти процентов от общей численности населения, рассчитывать на положительный итог такого голосования не приходится. Проект поправки, подготовленный целой группой карельских парламентариев из самых разных депутатских фракций, за исключением только представителей ЛДПР, предусматривал изъятие из первой части статьи 11 Конституции республики положения, касающегося права региона устанавливать другие государственные языки, кроме русского, на основании прямого волеизъявления местного населения, выраженного путем референдума. В новой редакции эта часть статьи 11 Основного закона Карелии выглядела бы следующим образом:

«Государственным языком в Республике Карелия является русский. Республика Карелия вправе устанавливать другие государственные языки».

Как видим, принятие этой поправки вовсе не означало немедленного придания карельскому языку государственного статуса, а скорее давало карелам надежду на то, что язык титульного народа Карелии получит когда-нибудь такой статус. Но даже для того, чтобы дать карелам такую надежду, поправку должны поддержать две трети депутатов Законодательного собрания республики, поскольку речь идет об изменении карельской Конституции, а даже среди парламентариев нет полного согласия в этом вопросе. Напомню, что прежние попытки придания карельскому языку государственного статуса в республиканском парламенте встречали весьма жесткое сопротивление представителей ЛДПР.

Карельский язык в Карелии не имеет государственного статуса. Фото: finugor.ru
Карельский язык в Карелии не имеет государственного статуса. Фото: finugor.ru

Для того чтобы обеспечить необходимую поддержку законопроекту, его инициаторам требовалось мобилизовать всех своих сторонников на июньскую сессию. И тут выяснилось, что часть представителей фракции «Единая Россия», которая продвигала поправку, на заседании карельского парламента отсутствует. Законопроекту могло не хватить депутатских голосов, и тогда поправку пришлось бы отложить для нового состава парламента Карелии, а это, похоже, не входило в планы «единороссов», ведь задачу придания карельскому языку государственного статуса поставил их партийный соратник, глава республики Александр Худилайнен. Провал голосования мог бы негативно отразиться на имидже партии власти перед осенними парламентскими выборами, и депутаты-«единороссы» предпочли не рисковать, а перенести рассмотрение законопроекта на июль, хотя, как заметила член фракции «Яблоко» Эмилия Слабунова, нет гарантии, что такая же ситуация не повторится через месяц.

Как бы там ни было, вопрос о конституционной поправке, касающейся порядка установления в республике других государственных языков, кроме русского, оказался снят с повестки дня июньской сессии. Причем, произошло это в те дни, когда в финском городе Лахти проходит VII Всемирный конгресс финно-угорских народов. А если вспомнить, как республиканские власти собирали накануне Нового года внеочередную сессию карельского парламента только для того, чтобы протащить закон о перераспределении земельных полномочий, вполне можно сделать вывод, что руководство Карелии и «Единая Россия» явно не перенапряглись с тем, чтобы обеспечить необходимую поддержку поправке в Конституцию республики.