На площадке Института экономики Карельского научного центра РАН 15 марта состоялась первая стратегическая сессия из серии мероприятий, инициированных федеральным Агентством стратегических инициатив (АСИ) и направленных на выработку практических мер по внедрению так называемого «проектного управления» в развитии республики. Первая сессия была посвящена определению перечня приоритетных – в сфере поддержки предпринимательства, повышения инвестиционной привлекательности, экономического и социального развития – проектов для Республики Карелия.

Высокий статус собрания был подчеркнут приветственным словом исполняющего обязанности заместителя главы региона и руководителя губернаторской администрации Анатолия Моисеева. Произнеся довольно общие слова о безусловной полезности начинаемой работы, высокопоставленный чиновник энергично покинул аудиторию.

Анатолий Моисеев. Фото: facebook.com
Анатолий Моисеев. Фото: facebook.com

С первым минут обсуждения стало понятно, что имеет место определенный диссонанс, связанный с тем, что разворачивающаяся деятельность будет идти своим неспешным чередом, а процессы, связанные с утверждением структуры правительства и республиканских органов исполнительной власти, непосредственными кадровыми решениями, своим. Стратегические сессии на еженедельной основе будут проходить до конца апреля. Затем появятся проектные команды, которые приступят к выработке предложений и рекомендаций. И это при том, что позиционируемый в качестве инновационного тезис, в соответствии с которым «в Карелии применят проектное управление», был озвучен еще 26 февраля. Похоже, что властная конструкция намерена оставаться вертикалью, не замечающей очевидного запроса на повышение эффективности взаимодействия власти и бизнеса.

Удивительным делом стоит признать и тот факт, что еще десять дней назад искомый участниками стратсессии проектный перечень был сформулирован пресс-службой АСИ в Северо-Западном федеральном округе. «Проекты по строительству жилья эконом-класса, организации доступа местных производителей на региональные рынки, развитию транспортной инфраструктуры, поддержке бизнеса и кадровому обеспечению экономики станут ключевыми для Карелии в ближайшие несколько лет». Таково содержание пресс-релиза, без труда обнаруживаемого в разделе «Новости регионов» на официальном сайте АСИ.

Получалось, что все уже было заранее определено и даже проанонсировано. С единственным исключением, поскольку из работы статсессии полностью выпал ранее выделенный АСИ в качестве ключевого проект «по улучшению деловой среды в рамках Национального рейтинга состояния инвестиционного климата».

На первой сессии по внедрению "проектного управления" в Карелии. Фото: Институт экономики КНЦ РАН
На первой сессии по внедрению «проектного управления» в Карелии. Фото: Институт экономики КНЦ РАН

К сожалению, подтверждение статуса приоритетного для того или иного проектного предложения проходило с голоса, без необходимой в таком случае экспертной проработки. Периодически озвучиваемые представителями предпринимательского сообщества вопросы о стратегическом целеполагании проектного управления в республике «выскальзывали» из обсуждения.

Зато вроде бы всем были понятны тактические нюансы. Современными исследователями устойчивости и изменчивости политических курсов они определяются как внешние шоки или так называемые «фокусирующие события». Именно они приковывают внимание медиа, общества и политических антрепренеров к той или иной проблемной ситуации. Очевидно, что внешним шоком является президентский выговор главе республики, а проблемной ситуацией – накопление критической массы изъянов региональной системы госменеджмента, не способной демонстрировать тот уровень эффективности, который ожидают и руководители органов исполнительной власти, и, конечно, сами граждане.

Глава Карелии Александр Худилайнен с представителями Агентства стратегических инициатив. Фото: gov.karelia.ru
Глава Карелии Александр Худилайнен с представителями Агентства стратегических инициатив. Фото: gov.karelia.ru

Теории изучения политических курсов (policy studies) предписывают заинтересованным участникам, в первую очередь, предпринять попытку концептуализировать понятийный аппарат, а лишь затем вводить систему отличий в понятиях внешних событий и реакций на стимулы. В рассматриваемом на стратсессии случае все зависело бы от двух основных критериев: а) применимости, т.е., иными словами, того, насколько легко на практике реализуются предлагаемые решения и возможно ли реализовать их, в принципе; и б) уместности и приемлемости с точки зрения ценностей, т.е., если предлагаемые заключение идут вразрез с ценностными установками тех, в чьих руках находится принятие политического решения, вряд ли такие альтернативы будут ими выбраны и одобрены. Однако этот важнейший этап совместной работы был безнадежно пропущен.

Предыдущая статьяГУП «Карелавтотранс» возглавил бывший «народоволец»
Следующая статьяПравительство Карелии установит «потолок» родительской платы за детский сад
Олег Реут
Публицист. Пишет докторскую диссертацию по политическим наукам. Как сам утверждает, публицистикой интересуется меньше, чем экономикой, а экономикой меньше, чем политикой. Телеграм-канал: https://t.me/reut_team2021.