Почему голоса избирателей из районных центров «весят» гораздо меньше, чем голоса избирателей из сельских поселений? Именно так поставил вопрос депутат Александр Федичев, предложивший поправку в республиканский закон «О порядке формирования представительных органов муниципальных районов». Сегодня ее обсудили на комитете по государственному устройству и местному самоуправлению Законодательного собрания Карелии.

Как известно, после того, как под нажимом исполнительной власти республики в районах Карелии отменили всенародные выборы депутатов районных советов, эти представительные органы формируются путем делегирования «снизу». В районные советы входят все избранные главы поселений и представители советов городских и сельских поселений данного района. Причем они делегируются независимо от численности населения конкретного поселения.

Как это происходит, можно показать на примере Сортавальского района. Численность населения Сортавальского городского поселения составляет более 23 тысяч человек, тогда как во всех других поселениях проживает менее 3 тысяч человек. (Вяртсильское городское поселение – около 3 тысяч человек, Кааламское сельское поселение – около 2,6 тысяч человек, Хаапалампинское сельское поселение – около 2,1 тысячи человек). Но все они представлены в районном Совете одинаковым количеством депутатов.

В этой связи депутат Федичев и предложил, чтобы в Сортавальском муниципальном районе поселения с численностью населения до 10 тысяч человек посылали в райсовет 3 депутатов, а свыше 10 тысяч человек – 5 депутатов, что несколько сгладило бы неравномерность их представительства.

Предложение депутата-эсера члены комитета не приняли. Однако в данном случае стоит признать, что произошло это по абсолютно объективным причинам. Поправка Федичева носила исключительно «местечковый» характер и почему-то касалась только одного Сортавальского района. Но ведь в некоторых других районах диспропорция между поселениями еще больше! Почему нельзя было сразу внести поправку в закон, касающуюся всех муниципальных образований?

Или депутат Федичев испугался устроить дискуссию, касающуюся всего местного самоуправления? Ведь если задуматься о неравенстве городских и сельских поселений, потом логично перейти к вопросу – а почему нельзя избирать районных депутатов всенародным голосованием? Чтобы вся эта электоральная несправедливость была бы устранена автоматически. А там вновь возникнут идеи о том, что и глав районов можно избирать на выборах.

Ведь все знающие люди понимают, что нынешняя громоздкая система местного самоуправления Карелии с делегированием, объединением городских и районных поселений, псевдоконкурсами на должность руководителей муниципальных районов и прочим скрывает то, что реальным «хозяином» района является глава администрации, фактически назначаемый губернаторской командой.

А местное самоуправления в Карелии – это очень хитрый предмет, вроде меда в горшочке у Винни Пуха. Оно вроде есть, а на самом деле его нет. Какие-то «медведи» съели все права и возможности у местного населения, хотя бы теоретические, хотя бы в лице самой активной его части, формировать органы районной власти.