По итогам прошлого года Карелия оказалась в пятерке российских регионов с самой высокой долговой нагрузкой. Государственный долг республики превысил объем ее собственных доходов более чем на 15%, и, судя по недавно опубликованным данным рейтингового агентства РИА «Рейтинг», еще хуже обстоят дела только у Астраханской и Костромской областей, Хакасии и Мордовии.
Замечу, что в 2016 году Карелии удалось заметно увеличить сбор собственных доходов. Финансовые поступления в карельскую казну выросли по сравнению с предыдущим годом на 10% и достигли 19,6 миллиарда рублей. Однако, как следует из отчета республиканского Минфина, годовой план по этому показателю оказался не выполнен – бюджет недополучил свыше 800 миллионов (!). А в итоге размер бюджетного дефицита к концу минувшего года составил около 1 миллиарда 962 миллионов.
Покрывать разрыв республиканским властям в очередной раз пришлось с помощью заимствований. Как уже сообщала «Черника», к началу нынешнего года государственный долг Карелии превысил 22,6 миллиарда рублей, увеличившись за декабрь сразу на 1,9 миллиарда. Карельский кабинет министров был вынужден в очередной раз залезть в банковские кредиты. За последний месяц минувшего года долги республики перед коммерческими банками увеличились с 4,9 миллиарда до 6,5 миллиарда рублей. Выросла и задолженность региона по бюджетным кредитам – с 11,4 миллиарда рублей до 11,7 миллиарда.
Очевидно, что карельская экономика просто не в состоянии обеспечить достаточные поступления доходов в республиканскую казну. В прошлом году собственные доходы Карелии составляли только 60% ее бюджета, и рассчитывать на существенное улучшение этой ситуации не приходится – республика только-только вылезла из затяжного инвестиционного спада. Однако жить по средствам у карельских чиновников не получается – ушедший в отставку губернатор Худилайнен оказался не способен выстроить эффективную модель государственного управления, и в наследство новому руководству республики достались десятка два министерств и ведомств, целесообразность создания которых – например, Государственного контрольного комитета (при наличии самых разных контролирующих органов) – с самого начала вызывала у многих сомнения.
Самым разумным шагом в такой ситуации, который, безусловно, был бы положительно воспринят жителями Карелии, стала бы «оптимизация» органов государственной власти республики: за дефицит регионального бюджета должны расплачиваться не малокомплектные сельские школы, а чиновники министерств и ведомств, не обеспечившие необходимое поступление доходов – «Черника» уже не раз рассказывала о неэффективной деятельности Госкомитета Карелии по управлению государственным имуществом, который из года в год проваливал бюджетные задания. Кроме того, в условиях огромного дефицита регионального бюджета республиканским властям стоило бы прекратить тратить миллионы рублей на собственный «пиар», который на фоне ухудшения социального положения местного населения все равно не давал желаемых рейтингов. Вот только готово ли пойти на это новое руководство Карелии, которому нужно во что бы то ни стало завоевать симпатии избирателей на предстоящих осенью губернаторских выборах, а сотворить за оставшиеся месяцы «экономическое чудо», навряд ли, удастся?