В конце прошлой недели представители частных карельских автоперевозчиков, которым удалось добиться признания республиканского конкурса на пригородные и межмуниципальные автобусные перевозки противоречащим антимонопольному законодательству, встретились с уполномоченным по правам человека в Карелии Александром Шараповым. Перевозчики передали омбудсмену обращение с просьбой поддержать малый бизнес, который, по сути, был выдавлен организаторами конкурса с регионального рынка. В своем обращении представители малого бизнеса высказали предположение, что подготовка и проведение этого конкурса были продиктованы «исключительно лоббированием интересов конкретной группы участников, с созданием условий для ограничения допуска на конкурсную процедуру большинства действовавших хозяйствовавших субъектов рынка».
«Черника» уже рассказывала, что попытка республиканских властей – а конкурс был организован Госкомитетом Карелии по транспорту – изменить правила игры на региональном рынке пригородных межмуниципальных перевозок в ущерб интересам малого бизнеса привела к тому, что значительная часть индивидуальных предпринимателей и небольших автотранспортных предприятий была вынуждена прекратить свою деятельность в этой сфере. Однако действия организаторов торгов ударили не только по частным карельским перевозчикам, но и по пассажирам, поскольку многие рейсы были в итоге сорваны, а на межмуниципальные маршруты вышли старые автобусы, в которых не оказалось даже багажного отделения.
В некоммерческом партнерстве по содействию регулированию отношений в сфере автомобильного транспорта «Карелтранс» проанализировали последствия конкурса на пригородные и межмуниципальные автобусные перевозки, и вот, к каким выводам пришли:
Однако «Чернику» заинтересовал другой факт, о котором также упомянули в своем обращении к карельскому омбудсмену частные перевозчики. Как следует из документа, в апреле 2013 года в Карелии были закуплены пять низкопольных автобусов «МАЗ» белорусского производства стоимостью свыше 5 миллионов рублей за каждое транспортное средство. «Многие с нетерпением ждут, когда они начнут работать на карельских маршрутах», — заявлял глава республики Александр Худилайнен на презентации белорусских автобусов в июне 2013 года, в которой участвовал посол союзного государства Игорь Петришенко. Эти автобусы оказались в распоряжении государственного унитарного предприятия «Карелавтотранс-Сервис», но после конкурса на республиканские маршруты они вышли всего на несколько дней, хотя было бы логичным ожидать, что удобные для пассажиров низкопольные автобусы будут обслуживать карельских селян и дачников. Причем, стоит заметить, что именно наличие таких автобусов позволило «Карелавтотрансу» получить дополнительные баллы на конкурсе на пригородные и межмуниципальные перевозки.
«В декабре 2014 года была проведена закупочная процедура на вышеуказанные автобусы на выполнение работ по изготовлению и монтажу систем автоинформирования на транспорте на сумму 540 000 (пятьсот сорок тысяч) рублей. Также была проведена закупочная процедура в марте 2015 года на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров на сумму 412 228, 21(четыреста двенадцать тысяч двести двадцать восемь) рублей. Помимо этого была проведена закупочная процедура на поставку дизельного топлива на сумму 7 579 000 (семь миллионов пятьсот семьдесят девять тысяч) рублей на период поставки с 1 апреля 2015 года по 30 сентября 2015 года», — указали в своем обращении к омбудсмену представители некоммерческого партнерства «Карелтранс».
А вот тут впору задаться вопросом: где вообще находятся автобусы ГУП «Карелавтотранс– Сервис», на которые потратили миллионы рублей? Почему низкопольные и более вместительные «МАЗы», приобретенные, к слову сказать, по банковскому кредиту, простаивают, а на республиканские маршруты отправляют «пазики», которые возмущенные пассажиры назвали «душегубками»? Или это все то же «наведение порядка», которым губернатор Худилайнен пытался объяснить депутатам карельского парламента необходимость изменения правил игры на региональном рынке пригородных и межмуниципальных автобусных перевозок? Может, республиканскому руководству стоило бы уже признать свои ошибку и попытаться начать диалог с местными перевозчиками, пока «наведение порядка» не привело к полному хаосу?