Новая старая беда обрушилась на Кондопогу. Имя ей — оптимизация. Она уже буквально поселилась в каждой кондопожской семье, имеющей детей дошкольного и школьного возрастов, либо работников школ и детских садов. Как впрочем и работников других бюджетных сфер.
Сообщили о нехватке средств на выплату зарплаты до конца финансового года и о предстоящих массовых сокращениях депутаты Совета Кондопожского муниципального района, направившие обращение в Законодательное собрание РК. В обращении говорится о недостающих 43 млн руб. на оплату труда, о том, что на 1 октября 2021 года в дошкольных учреждениях уже проведены сокращения 93 штатных единиц, закрыты 14 групп (их число уменьшилось за 2021 год с 94 до 80). А далее представлены масштабные мероприятия по «развитию сети дошкольных образовательных организаций» на 2022 год, где «развитие» следует поместить в кавычки. Закрытие трех корпусов в детском саду «Колосок» и перевод 17 групп (!) малышей в другие корпуса, ликвидация при этом 10-ти групп, сокращение 72-х работников – что из этого имеет отношение к развитию?! Ничего!
Без сомнения, всё это будет продолжаться каждый год и до тех пор, пока не будут решены главные вопросы:
— проверка достаточности и обоснованности нормативов финансирования образования;
— формирование четкой структуры норматива в соответствии с положениями ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов;
— доведение структуры и содержания норматива до сведения педагогической общественности и родителей воспитанников детских садов и школьников в Республике Карелия.
Новый виток затягивания Кондопожского района в оптимизационный омут в очередной раз показывает необходимость скорейшей отставки вице-премьера по социальным вопросам в правительстве РК Ларисы Подсадник. Ранее высказывавшиеся претензии к действиям районного руководства в определенной мере правомерны, но они являются производными от невыверенной методики формирования субвенции, необоснованных подушевых нормативов, несовершенной нормативно-правовой базы – то есть финансовой политики региональной власти в сфере образования.
Примером этому являются действия, а точнее, бездействие правительства в этой драматичной истории. Год назад, когда все только начиналось, я отправила обращение к главе РК Артуру Парфенчикову с целым пакетом предложений, главным среди которых было — поручить Контрольно-счетной палате Республики Карелия провести проверку достаточности объема норматива на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного образования в Республике Карелия. Вместо этого правительство Карелии выкрутило району руки и вынудило взять кредит в обмен на программу нового этапа оптимизации.
После этого внесенный мною проект постановления Законодательного собрания о поручении Контрольно-счетной палате РК провести оценку обоснованности и достаточности нормативов на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования, применяемых для определения объема субвенций, предоставленных местным бюджетам из бюджета Республики Карелия в 2020 году, были заблокированы депутатами от «ЕР».
Только после обращения в Генеральную прокуратуру РФ была проведена проверка по вопросу ненадлежащего финансирования государственных гарантий реализации права на образование, которая выявила целый ряд нарушений в определении нормативов. Вице-премьеру Подсадник прокуратурой республики в апреле было внесено представление, требующее устранения указанных нарушений.
При этом важно понимать, что указанный список нарушений отразил лишь часть источников дефицита средств на образование. Главной проблемой является отсутствие не только научного, а хотя бы внятного и разумного обоснования норматива финансирования. Из такого обоснования должно быть понятно, например, почему в дошкольной группе должно быть не два воспитателя, как это было всегда, а полтора,
как это стало теперь. Или какое количество компьютеров в расчете на 10 или 100 детей должно быть в школе или детском саду. Упорно и сознательно правительство Карелии уходит от вопроса обоснования нормативов. Цель понятна – нужно обеспечить рост расходов на содержание администрации главы, на СМИ и т.п.
Считаю и настаиваю, что «оптимизация» незамедлительно должна быть остановлена до проведения полной и доскональной проверки обоснованности и достаточности нормативов на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного образования, обоснованности методик по формированию субвенций на цели образования муниципальным образованиям Республики Карелия!
Вопрос о нормативных затратах на оказание государственной или муниципальной услуги в сфере образования по каждому уровню образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и требованиями законодательства незамедлительно должен быть рассмотрен на заседании правительства РК!
P.S. Обращение районных депутатов в ЗС РК поступило, но в повестке профильного комитета вопрос не появился. Направила председателю Комитета по образованию, культуре, спорту и молодежной политике ЗС РК Галине Гореликовой обращение о включении в повестку заседания комитета 10 ноября вопроса «Об обращении депутатов Совета Кондопожского муниципального района в Законодательное собрание и Правительство РК о выделении дополнительных средств субвенции на образование в 2021 году». (Смотреть трансляцию можно на сайте ЗС РК в среду в 14.30).