Дорога как предчувствие катастрофы

2
5563
Дорожную отрасль Карелии ведут к банкротству? Фото: facebook.com
Дорожную отрасль Карелии ведут к банкротству? Фото: facebook.com

11 февраля дорога Петрозаводск-Суоярви, больше известная как «Сто сорок километров боли», встала. Оттепель превратила нечищеную дорогу в полосу препятствий. Были отменены все автобусы и маршрутки. Частники кое-как пробирались со скоростью пешехода. Проезжая часть сузилась настолько, что две встречные машины разъехаться не могли. Суоярвское ДРСУ ГУП «Мост» обслуживать дорогу больше не может: не на что и нечем.

Этот локальный коллапс парализовал сообщение пока только с одним райцентром. Завтра эта ситуация грозит распространиться на все районы Карелии. С середины февраля все ДРСУ республики, обслуживающие республиканские и муниципальные дороги, прекращают работу. Дороги встанут повсеместно, превратившись в месиво из льда, грязи и разбитых машин.

Если кому-то эта картина кажется фантастической и надуманной, то такому человеку совету повторить на машине мой путь последних дней: Муезерский-Костомукша-Калевала. По местным направлениям, которые по привычке называются «дорогами». Больше здесь ездить не по чему. Железнодорожное сообщение, где оно было, прекратилось или вот-вот прекратится. Это в прямом смысле слова «дороги жизни». Поездив по ним, на многое начинаешь смотреть иначе. А поговорив с руководителями местных ДРСУ, понимаешь, как тонок тот волосок, на котором еще висит транспортное сообщение между населенными пунктами Карелии.

Все ДРСУ Карелии делятся на две примерно равные группы. Половина являются структурными подразделениями ГУП «Мост». Остальные действуют как самостоятельные муниципальные предприятия. Но, независимо от принадлежности, проблемы сегодня у всех одинаковые. А директора, не сговариваясь, рассказывают почти слово в слово одну и ту же грустную повесть финансового удушения своих предприятий.

Вот Костомукшское ДРСУ. Самостоятельное предприятие. В здании – темнота: электричество отключено за неуплату. В полумраке на рабочих местах люди. ДРСУ, которое по сей день исправно несет обязанность очистки дорог, должно всем и за все. Должно за свет и тепло, за масла и топливо. Должно зарплату своим работникам. Последние деньги работники получили недавно – остатки за декабрь прошлого года. За полтора месяца этого года – ни копейки. Настроение в коллективе соответствующее. Причина проста: предприятие на получает денег за уже исполненную работу. Не оплачены работы на сумму уже более 12 миллионов рублей. Для предприятия с годовым оборотом в 50 миллионов это катастрофа.

Вот Калевальское ДРСУ ГУП «Мост». Электричество тоже отключено за неуплату. Телефоны отключены. Для отопления правдами и неправдами пока добывают дрова. Покупать их не на что. Бухгалтеры взяли свои компьютеры и дома пытаются сформировать необходимую отчетность. В холодном и темном гараже кучкуются оставшиеся работники. В пустом здании ДРСУ в своем полутемном кабинете сидит один директор. Перед ним – стопка заявлений от работников. Уже половина из 52 работников написала заявления о приостановлении работы с 15 февраля. Денег им в этом году еще не платили. С сентября прошлого года предприятие не получает ни ГСМ, ни запчастей. Из 22 машин на ходу – три. Некоторые машины уже по полгода стоят без движения. Некогда Калевальское ДРСУ было состоятельным, прибыльным предприятием с хорошими зарплатами. Сегодня это труп. Причина проста: предприятие систематические не получает деньги за свою работу…

Это те самые дорожники, которых клянут все водители Карелии, вынужденные ездить по нашим дорогам. Но если они чего-то заслуживают, то не проклятий, а медалей. Даже в этих условиях, не имея ничего, они умудряются как-то все-таки немножко работать, чтобы не допустить транспортного коллапса. Работают, как говорится, исключительно на морально-волевых качествах. Но почему они не получают денег? И где, вообще, наши деньги, которые они должны получать за свою работу?

Тут интересно. Как известно, в Карелии действует Дорожный фонд. Он успешно аккумулирует средства, которые все мы платим в виде транспортного налога, в виде акцизов и налогов на топливо. Платят частные автовладельцы – а попробуй не заплати! Платят государственные и частные предприятия – тоже исправно и регулярно. По идее, эти деньги, собранные в Дорожном фонде республики, как раз и должны зарабатывать ДРСУ, каждое из которых имеет свой «надел» в дорожном хозяйстве республики и обязано его содержать, ремонтировать, очищать от снега и так далее. Но деньги до ДРСУ не доходят. Между Дорожным фондом и ДРСУ – множество «прокладок». Организаций, которые на дорогах не работают, но прокачивают сквозь себя деньги Дорожного фонда.

Вот, например, как выглядит эта система «прокладок» применительно к Калевальскому ДРСУ.

Дорожный фонд РК
Генеральный подрядчик, ООО «Ремстройкомплект»
ООО «Служба заказчика»
ГУП «Мост»
Калевальское ДРСУ

Понимаете? Вот какой путь проходят деньги. Вернее, в нашем случае, не проходят. Применительно к Костомукшскому ДРСУ, которое является самостоятельным предприятием, из этой цепочки надо исключить ГУП «Мост». Вся работа по обслуживанию наших дорог – в самом низу этой цепочки. А все наши деньги застревают в ее верхней части. Продолжается это годами, в результате дорожная отрасль приведена в полный упадок. У каждого ДРСУ заключен договор с ООО «Служба заказчика». Но взять с этой службы, даже по суду, нечего: там денег нет. Где они?

Как и почему, вообще, создана ситуация, когда наши общие деньги, аккумулируемые в государственном Дорожном фонде, попадают в руки частных компаний? Что это за компании и откуда они взялись? Наверное, это и есть тот самый «честный питерский бизнес», о приходе которого в Карелию мы слышим уже несколько последних лет? Все работники всех ДРСУ в один голос говорят: все проблемы начались с тех пор, как в Карелию зашли компании из Санкт-Петербурга.

В 2012 году генеральным подрядчиком стало некое питерское ООО «Газинвест». За два года бурной деятельности на ниве Дорожного фонда Карелии это предприятие, как говорят дорожники, «кинуло» всех. Только Калевальскому ДРСУ оно так и не заплатило почти 13 миллионов рублей. А общая сумма повисших на ООО долгов составила более 70 миллионов рублей. Денег, повторю, Дорожного фонда Карелии. После этого ООО благополучно испарилось, денег с него никто не взыскал, ответственности никто не понес.

Олег Громов и Александр Худилайнен. Фото: Губернiя Daily
Олег Громов и Александр Худилайнен. Фото: Губернiя Daily

Потом на смену ООО «Газинвест» генеральным подрядчиком было избрано питерское же ООО «Ремстройкомплект». В результате каких конкурсных процедур был определен генеральный подрядчик – это отдельная история. Кому интересно – можете покопаться. Разницы между двумя ООО – никакой. За исключением, пожалуй, того, что, по слухам, «Газинвест» в Карелию «привел» бывший замгубернатора Громов, а «Ремстройкомплект» вроде бы «благословил» Сам. Новый генеральный подрядчик с жаром принялся за продолжение дела своего предшественника. То есть начал получать деньги из Дорожного фонда Карелии. А дальше… Дальше мы видим то, до чего доведены ДРСУ. Может быть, Дорожный фонд не финансирует содержание дорог? Может, денег у фонда не хватает?

Ничуть не бывало. 15 декабря прошлого года на совещании у главы Карелии Худилайнена Управление дорог доложило, что «Ремстройкомплект» получает финансирование из фонда в полном объеме. Никто не оспорил эту информацию. Имеется протокол, можно поднять. На том совещании глава республики грозно требовал рассчитаться с дорожниками, но, видимо, никто к этим требованиям не прислушался. Дорожный фонд тоже вроде нигде и никому не жаловался, что возникают какие-то проблемы с наполнением фонда, со сбором платежей с населения и бизнеса Карелии. Так куда же девает эти деньги наш «генеральный подрядчик»?

Ответа на этот вопрос у меня нет. Дать его, наверное, должны финансовые контролирующие органы и правоохранители. Мне лишь известно, что часть этих денег «Ремстройкомплект», видимо, потратил на закупку неизвестно у кого «левого» дизтоплива. В какой-то период, по рассказам руководителей ДРСУ, они стали вместо денег получать от «генерального подрядчика» дизельное топливо для техники. В первый же мороз на этом топливе не завелась ни одна машина. А в нескольких предприятиях этим топливом запороли движки КамАЗов. Тоже красивая история, требующая пристально внимания соответствующих органов.

Вообще, удивительно: вся схема на виду, действующие лица и исполнители – на ладони. Результат работы этой схемы – в каждом ДРСУ Карелии. Да и на каждой нашей кривой дороге. Тем не менее, схема продолжает работать по-заведенному, и никто в упор не видит происходящего. Видимо, всех все устраивает. Кроме работников ДРСУ и водителей, у которых уже матов не хватает ездить по нашим дорогам.

Ощущение такое, что дорожную отрасль старательно доводят до банкротства. Невольно думаешь: был бы жив сейчас Сталин – все это называлось бы как минимум «вредительством». А «вредители», я думаю, давно трудились бы на отдаленных стройках народного хозяйства… Боже! Что я говорю! Сам от себя такого не ожидал… Пойду помою язык с мылом!

Оригинал публикации: https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=886628464788536&id=100003241723178