Вчера в Законодательном собрании Карелии на внеочередном заседании комитета по здравоохранению и социальной политике депутаты рассмотрели вопрос организации питания пациентов в медицинских организациях республики, прежде всего в Петрозаводске.
Об этой проблеме «Черника» совсем недавно писала.
По словам инициатора обсуждения, депутата Андрея Мазуровского, к нему поступили многочисленные обращения людей, жаловавшихся на некачественно приготовленную пищу в республиканской больнице, БСМП, госпитале для ветеранов. Правда, фирму, которая занимается питанием в этих учреждениях, и ее владельцев опытный единоросс Мазуровский так и не назвал. Поэтому для посторонних зрителей заседания парламентского комитета могло остаться непонятным, в чей же адрес звучали его пафосные обличения.
В ответ заместитель министра здравоохранения Сергей Седлецкий сообщил, что у чиновников имеется всего 4 жалобы граждан на некачественное питание в карельских больницах. Удивительная цифра. В целом же, по его словам, в 19 из 29 учреждений здравоохранения республики питание организовано на основе аутсорсинга, что дает возможность исключить из штата поваров и прочих сотрудников, занятых обслуживанием пищеблока, так же как расходы на коммунальные услуги, содержание оборудования и прочее. Однако эти расходы все равно входят в стоимость организации питания для больных, поэтому экономия здесь является весьма сомнительной.
Но как решать проблему некачественного питания? Для борьбы с недобросовестными бизнесменами представитель министерства здравоохранения предложил создать, по примеру некоторых регионов, специальный отдел по контролю за качеством питания. Депутат Эмилия Слабунова призвала Контрольно-счетную палату провести проверку эффективности расходования бюджетных средств, выделяемых на питание больных. Однако, как еще раз было констатировано на заседании комитета, привлечь недобросовестного подрядчика к ответственности по действующему законодательству очень сложно. А сама процедура расторжения с ним контракта тоже весьма непростая и длительная.
Далее участники обсуждения в основном повторяли давние идеи о необходимости корректировки федерального законодательства о государственных закупках. Ведь из-за антимонопольного законодательства никто не мешает участвовать в аукционах недобросовестным бизнесменам, которые выигрывают их, предлагая наиболее дешевую цену. За которую просто объективно невозможно оказать качественной услуги, например, накормить пациента больницы.
«При усредненной цене в 240 рублей на пациента в день мы должны четко понимать, что на 150 рублей достойно накормить человека невозможно», — философски заметил Леонид Лиминчук.
И эта проблема касается не только организации питания в больницах, а выполнения частниками почти всех государственных контрактов. Ибо если подходить к делу на чисто рыночных принципах, когда контракт достается участнику аукциона, предложившему минимальную цену, закономерно их часто выигрывают различные мошенники или халтурщики. Таких примеров много. Если же ограничивать участие в выполнении контрактов лишь «проверенными» фирмами – так же объективно получается лоббирование интересов конкретных лиц, что чревато обвинениями в коррупции. Замкнутый круг.
Между прочим, на представленной министерством презентации по организации питания последняя идея, о том, чтобы «отсечь» от процесса бизнес из других регионов, даже и не скрывалась. Но ведь в Карелии не так много потенциальных подрядчиков.
Закономерно возникает вопрос – в пользу кого конкретно предлагается подобная ограничительная мера? Фамилию назвать можно?
А по итогам заседания члены комитета по здравоохранению и социальной политике рекомендовали министерству здравоохранения унифицировать аукционную документацию, рассмотреть возможность централизованных закупок на организацию питания и провести мониторинг по качеству питания в больницах с участием депутатов Законодательного собрания.