Наблюдатели полагают, что доверять итогам голосования 22 апреля нет оснований, так как не будут обеспечены те гарантии, которые сформированы за 20 последних лет и отражены в Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Недостатки в процедуре голосования «не позволят выявить реальное мнение народа относительно поправок, вносимых в Конституцию» и породят «неустранимые сомнения» в его легитимности. Поэтому движение за честные выборы «Голос» выступило с заявлением «о существенных недостатках предлагаемой процедуры общероссийского голосования».
В заявлении приводится целый список «существенных недостатков». Одним из них «Голос» называет то, что корпус наблюдателей будет формироваться общественными палатами регионов, которые аффилированы власти. С этой оценкой не согласна председатель Центральной избирательной комиссии России Элла Панфилова, которая уверяет, что «никаких препятствий для наблюдателей, будь они от партий или общественных организаций, нет».
Итак, каковы, по мнению «Голоса», основные недостатки процедуры, предложенной нам 22 апреля (голосование и подсчет голосов):
- На голосование выносятся не связанные друг с другом поправки в одном вопросе.
- Отсутствует запрет на использование должностными лицами преимуществ должностного или служебного положения и на участие в агитации государственных органов и избирательных комиссий.
- Отсутствует возможность назначения наблюдателей со стороны организаций, представляющих разные сегменты общества; назначение наблюдателей монополизировано общественными палатами, формируемыми органами власти.
- Отсутствуют гарантии использования средств видеонаблюдения во всех регионах и на большом числе участков голосования.
- Расширяются возможности фальсификаций посредством использования различных видов голосования (досрочного, «надомного», дистанционного), общественный контроль за которыми затруднен. При этом для намечающегося голосования не предусмотрены контрольные процедуры, используемые на выборах и референдумах, и гарантирующие открытость и гласность процесса.
- Отсутствуют ограничения на число передаваемых в комиссии бюллетеней, что может привести к злоупотреблениям.
- Усечен протокол об итогах голосования по сравнению с традиционным протоколом на выборах и референдумах. Это не позволит получить информацию о масштабах особых способов голосования (досрочное голосование, голосование вне помещения для голосования).
«Голос» запустил опрос общественного мнения на портале SurveyMonkey, чтобы получить советы о том, насколько активно в сложившейся ситуации наблюдатели должны быть вовлечены в голосование: попытаться минимизировать ущерб от злоупотреблений на участках для голосования или стоит ограничиться информационным наблюдением, а то и совсем от него отказаться.
«Уникальной», по словам Эллы Панфиловой, процедуре голосования по изменениям в основной закон страны грозит бойкот общественных наблюдателей? Если раньше представители общественности были защищены выборным законодательством, то весной 2020 похолодало. И нынче, по признанию самих наблюдателей, они понимают, что «лишь в малой степени» смогут защитить реальные итоги голосования.
Но зато, как утверждает статистика, граждане страны очень рады возможности проголосовать за поправки в Конституцию и дружно пойдут на участки. ВЦИОМ провел опрос общественного мнения и выяснил, что 87 % россиян знают о голосовании, из них каждый второй даже знает дату, а 66 % проголосуют за поправки.
Оказалось, что всего за 6 дней переменили свое мнение 20 % опрошенных. Если 6 марта 41 % сомневался, что примет участие в голосовании или затруднился с ответом, то уже 11 марта к этой группе относился всего 21 %. Двадцать процентов плавно перетекли к тем, кто собирается голосовать ЗА поправки. При этом, по данным опроса, среди тех, кто хочет принять участие в голосовании 22 апреля, явных сторонников поправок гораздо больше, чем противников, которые снова проявляют нежелание встать с дивана.
Есть вероятность, что голосование, как сообщают федеральные СМИ, перенесут с 22 апреля на более позднюю дату (12 июня или 8 сентября), так как Конституционный суд не успеет рассмотреть все поправки, а также потому что из-за эпидемии коронавируса будет невозможно обеспечить явку.