Беломорск – территория без коррупции?

0
1313
Беломорск - районный центр Карелии. Фото: Валерий Поташов
Беломорск - районный центр Карелии. Фото: Валерий Поташов

Судя по всему, в Беломорске готовится крупная, по меркам бюджета района, махинация с муниципальными подрядами. После принятого решения об увеличении в Карелии минимального размера оплаты труда технический персонал станет получать намного больше, чем раньше. Расходы бюджета серьезно вырастут.

По некоторым данным, администрацией района с целью уменьшения затрат муниципальных учреждений было принято решение передать техническое обслуживание зданий на внешнее управление — частным фирмам.

Аутсорсинг — внешнее управление – передача организацией, на основании договора, определенных видов или функций производственной деятельности другой компании, действующей в нужной области. Это перспективная, выгодная для заказчика форма организации как непрофильной, так и профильной деятельности, снижающая издержки и избавляющая заказчика от ее администрирования.

Администрация Беломорского района Карелии. Фото: Татьяна Каньшиева
Администрация Беломорского района Карелии. Фото: Татьяна Каньшиева

Идея нововведения (аутсорсинга) сама по себе прекрасная и современная. Но! Есть предположение, что администрация района не намерена отдавать столь лакомый кусок в руки не связанных с ней предпринимателей, а создаст новую управляющую компанию, подобную «МУП Жилфонд» и «УК «Дом», работающую в «тесной связи» с местной властью. Только эта компания будет обслуживать не жилой фонд, а муниципальные учреждения. Как сообщила главный специалист отдела контроля в сфере муниципальных закупок Ольга Александрова, на данный момент нет никакой информации о проведении каких-либо муниципальных конкурсов или аукционов, связанных с техническим обслуживанием муниципальных учреждений, но, возможно, какие-то учреждения уже ведут работу в этом направлении.

Что, предположительно, происходит сейчас. Администрация района намеренно не сообщает о планируемых аукционах по заключению контрактов на техобслуживание муниципальных учреждений, но близкие мэрии предприниматели знают о предстоящих торгах и уже проводят необходимые консультации с руководителями муниципальных учреждений и готовятся к аукционам. Скорее всего, работники администрации – действующие или бывшие – помогают этим предпринимателям с подготовкой необходимой для аукционов документации. Если предположения верны, то, скорее всего, мероприятия по выбору подрядчика будут проводиться в кратчайшие сроки, чтобы у конкурентов не осталось времени как следует изучить вопрос и подготовиться. А может, просто никого не пустят на аукционы. Практика показывает, что это вполне возможно.

Кроме заключения контрактов на основе аукционов, возможны и прямые договоры с учреждениями. Контракты на подрядные работы, стоимость которых не превышает 100 тысяч рублей, заключаются без проведения конкурсов и аукционов. Но для учреждений образования и культуры, которые, в первую очередь, могут интересовать предпринимателей в рамках обсуждаемого вопроса, максимальная стоимость «безаукционного» подряда намного выше — 400 тысяч рублей. Это значит, что руководитель, например, школы или детского сада, в пределах этой суммы сам вправе решать, с кем заключить контракт. А если иметь в виду, что руководители муниципальных учреждений абсолютно подконтрольны администрации, то контракты будут заключены с теми фирмами, на которые она укажет. Но некоторые учреждения тратят на обслуживание зданий намного большие, чем 400 тысяч рублей, деньги. И чтобы минимизировать риски непредсказуемости аукциона, контракт может быть разделен на несколько, по каждому из которых может оказываться отдельная услуга. Например, контракт на уборку помещений можно разделить на саму уборку, поставку расходных материалов и т. д.

Объем денег, которые тратятся на обслуживание муниципальных учреждений, достаточно большой. К примеру, один только фонд оплаты труда технического персонала (уборщики, сторожа, рабочие по комплексному обслуживанию зданий) Беломорской СОШ № 3 — около 2,5 миллиона рублей в год. Прибавим к этому затраты на закупку расходных материалов, инвентаря и прочее – получим серьезную сумму. В Беломорском районе, помимо прочих муниципальных учреждений, 14 образовательных и 10 учреждений культуры.

Беломорский район еще три года назад мог начать экономию бюджетных средств, когда отделу образования местным предпринимателем бы сделано предложение подумать над передачей работ по уборке помещений школ и детских садов частным фирмам. Но руководству отдела образования это было совершенно не интересно. Если бы идея была поддержана, то впоследствии, помимо уборки помещений, на внешнее управление было бы передано и комплексное обслуживание зданий (сантехника, электрика и прочее), что дало бы значительное сокращение издержек всего бюджета района. Надо сказать, что на тот момент Беломорск мог стать первым городом как в Карелии, так и на большей части Северо-Западного федерального округа, где мог быть реализован этот эффективный способ управления.

Кстати. Так выглядит состав комиссии по противодействию коррупции Беломорского района: