Известный экспертный центр АПЭК составил рейтинг эффективности управления в российских городах.

На первом месте оказалась «нефтяная» Тюмень, которая опередила прошлого лидера Казань, переместившуюся на второе место. Третье место занимает Салехард. Что не удивительно, учитывая сырьевой характер экономики России. Для нас интересней другое – в пятерке аутсайдеров почетное 90-е место занимает Петрозаводск. В предыдущем рейтинге наша столица была на 91 месте. Но желания пошутить на тему этого «грандиозного успеха» что-то не возникает.

Это как же так получается, граждане избиратели? Помните, всего несколько лет назад представители власти и обслуживающей ее известной части «общественности», всех нас уверяли, что отмена выборов мэра города решит большинство проблем Петрозаводска. Причем, чуть ли не автоматически. Тогда нынешний председатель Петросовета Боднарчук заявлял: «Требования, предъявляемые к кандидатам, исключают возможность назначения на должность сити-менеджеров неподготовленных людей и технических кандидатов». По его тогдашним словам, нужно было выбрать управленца, «который не будет отвлекаться на политические аспекты, а сосредоточится на городских проблемах и их решении… Назначение сити-менеджера сохраняет основные принципы демократического общества. Народный выбор и контроль будет осуществляться через депутатов, представляющих интересы жителей. В случае неисполнения должностных обязанностей законопроект предусматривает расторжение контракта и увольнение сити-менеджера».

Стоит отметить, что тогда процесс отмены выборов был направлен против Галины Ширшиной. Впрочем, не стоит все списывать на сиюминутные интересы – и тогда, когда преобладание в Петросовете имели «поповско-алихановские» депутаты, эта тема в кулуарах тоже обсуждалась, еще с катанандовских времен. И вот в 2015 году удобный момент настал.

Тогда отмену выборов в Петросовете поддержали многие. Не только единороссы, но депутаты от псевдокоммунистической КПРФ дружно поддержали изменения в Устав города. Хорошая цитата из одного выступления в СМИ за отмену выборов мэра: «Лично мне важно, чтобы наш Петрозаводск вернулся в список самых чистых и благополучных российских городов. Важно, чтобы зимой было тепло в домах, чтобы весной люди не ломали ноги на городских тротуарах, чтобы исправно в любое время года работал общественный транспорт. Мне важно, чтобы не было мелочных и больших склок между властями городскими и республиканскими».

Склок сейчас нет никаких, ни маленьких, ни больших. Зато иногда происходят просто забавные ситуации. Этим летом Глава Карелии Артур Парфенчиков на своей странице вконтакте сообщил, что он обратился в антимонопольную службу с просьбой проверить обоснованность повышения цен в маршрутках Петрозаводска. Как будто он не понимал, что эта ситуация, кроме всего прочего, создана неформальными отношениями реальных руководителей Петрозаводского городского округа и частных перевозчиков. Хочется спросить у Артура Олеговича: Полгода уже прошло, как результаты данного обращения? Хотя, все понятно…

Получается, что даже губернатор ничего не может сделать с тем, что петрозаводская мэрия не справляется с нормальной организацией общественного транспорта. Несостоятельность администрации в этом вопросе видна из сравнения цены проезда с другими административными центрами Северо-Запада: в большинстве из них цены за проезд на 2-3 рубля ниже, чем в Петрозаводске. Если не ошибаюсь, сейчас 28 рублей платят пассажиры только в заполярном Мурманске. А петрозаводское троллейбусное управление не выходит из постоянного кризиса.

Да, Ширшину не без оснований упрекали в том, что при ней не решались многие проблемы, что она не являлась самостоятельной политической фигурой. И это так. Но ведь Ирина Мирошник – можно сказать ее «политическая сестра-близняшка», если судить по уровню ее реальной самостоятельности. Все же понимают, что и за прошлой, и за нынешней «петрозаводскими королевишнами» стоят реальные «хозяева города». Но Галине Игоревне хотя бы приходилось идти на диалог с оппонентами. У Мирошник нет и такой потребности.

Вспоминаются слова известного эксперта, профессора Бирмингемского университета Адриана Кэмпбелла, заявившего, что начиная с конца 1990-х гг. в Британии начали переходить к отмене системы сити-менеджеров в пользу прямых выборов мэра: «Мы пришли к выводу, что отсутствие сильного городского лидера приводит к снижению темпов развития, а также к путанице в разделении полномочий…Мэром должен быть человек легитимный, сильный, которому доверяет население. Невозможно отделить политические функции главы от административных. Думаю, что к системе сити-менеджеров Британия уже не вернется. Лично мне не известен ни один преуспевающий крупный город, в котором не было бы сильного избранного мэра».

Не стоит абсолютизировать английский опыт, все-таки один из лучших городских руководителей, Павел Васильевич Сепсяков, тоже не был избираем всенародно. Но тогда, при старой, советской системе управления чувство ответственности и роль личности были намного выше. Если первый секретарь и председатель горисполкома были толковые мужики – и в городе порядок. Если бестолочей назначили – ничего хорошего не жди. Сейчас все несколько сложнее, и причина бед в той системе муниципальной власти, которая сложилась в результате либеральных рыночных реформ. Всем в городе руководит «невидимая рука рынка». Но в какой карман она перекладывает городские деньги – видно невооруженным глазом. Тут и самый талантливый управленец может не так много сделать, но в любом случае – ему будет легче, если он будет избран на всенародных выборах.

И в завершении хочется обратиться ко всем активным сторонникам отмены выборов главы города. Кажется, вы нам обещали, что если сити-менеджер не будет справляться со своими должностными обязанностями, закон предусматривает расторжение контракта и его увольнение. Мол, в этом есть большой плюс по сравнению с избранным мэром, уволить которого очень непросто.

Прошло уже три года! Может, пора поставить вопрос о расторжении контракта с Ириной Мирошник? И дело, конечно, не только в этом провальном рейтинге. Дело в массе проблем, которые известны любому петрозаводчанину и без столичных экспертов и которые не решаются из года в год. Раз обещали – то надо выполнять.