Странная история произошла сразу с двумя моими хорошими знакомыми из Петрозаводска. Я их обоих давно знаю, как людей, придерживающихся четких политических взглядов, которые можно назвать лево-патриотическими, следовательно – как принципиальных противников любых проявлений фашизма и нацизма. Тем не менее почти одновременно, независимо друг от друга, их оштрафовали на тысячу рублей за то, что на их страницах в Контакте были изображения, где присутствовала в том числе и свастика.
Причем у одного некоторые картинки были аж с 2013 года, при этом на мой взгляд, носящие откровенно глумливый характер по отношению к носителям нацистской идеологии. Другой тоже использовал соответствующие картинки для дискуссий с людьми крайне правых взглядов. И вот как-то одновременно соответствующие правоохранительные органы все это вдруг увидели. И возбудились.
Повторюсь, это люди с убеждениями, хорошо знающие историю и наверняка даже помнящие об определении, которое дал великий борец с фашизмом Георгий Димитров: «Фашизм — это открытая террористическая диктатура наиболее реакционных, наиболее шовинистических, наиболее империалистических элементов финансового капитала… Фашизм — это не надклассовая власть… Фашизм — это власть самого финансового капитала. Это организация террористической расправы с рабочим классом и революционной частью крестьянства и интеллигенции. Фашизм во внешней политике — это шовинизм в самой грубейшей форме, культивирующий зоологическую ненависть к другим народам.»
Тем не менее, каждый из них вынужден был раскошелится на тысячу рублей. Я их пониманию – оба работающие люди, им легче убрать картинки, заплатить штраф и больше не связываться с полицией, чем что-то доказывать, оспаривая решение суда, тратя время и рискуя нарваться на большие неприятности.
Но вся эта история не доказывает ли, что соответствующие подразделения полиции, работающие по борьбе с экстремизмом в интернете, работают исключительно по количественным показателям? Не особо разбираясь в ситуации и мотивах тех или иных действий.
В свое время была известная история, когда карельский журналист Алексей Владимиров написал заявления на известного петрозаводского священника по поводу снимков, найденных у того на странице. В заявлениях в прокуратуру, управление ФСБ России по региону и в центр по борьбе с экстремизмом МВД он просил возбудить дело об административном правонарушении по ст. 20.3 КоАП РФ («Пропаганда либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами»). Тогда реакции не было никакой.
Может потому что с показателями все было хорошо? А когда плохо – тогда приходится шерстить по любым страницам в социальных сетях политически активных граждан, выискивая любые возможные поводы?
Но что тогда произойдет с новым законом о борьбе с фейками и ответственности за оскорбление государственной власти и государственной символики? Тут ведь тоже критерии привлечения к ответственности весьма подвижные. Была бы срочная необходимость кого-то привлечь…
И возвращаясь к борьбе с любыми проявлениями фашизма. Все-таки главная опасность фашизма не в том, что какие-то маргиналы постят картинки со свастикой. А как давным-давно определил Георгий Димитров, главная опасность наступает тогда, когда часть элиты, крупный бизнес, олигархия делают ставку на такие вот взгляды. Как это произошло на Украине, где пафосные слова о свободе и достоинстве легко сочетаются с восхвалением местных нацистов. Как это было в Чили, где фашизм великолепно уживался с либеральными экономическими реформами, когда для улучшения инвестиционного климата тысячами отстреливали профсоюзных активистов и левых оппозиционеров. Так что настоящий фашизм грозит нам совсем не с той стороны…