Зачем «играют на нервах» пенсионеров?

0
2859
Очередь у Пенсионного фонда в карельской столице. Фото: Татьяна Николюкина
Очередь у Пенсионного фонда в карельской столице. Фото: Татьяна Николюкина

25 сентября Карельское отделение Пенсионного фонда России на своем сайте распространило информацию, которую быстро растиражировали региональные СМИ, а также опубликовал на своей странице в социальной сети «В контакте» глава Карелии Артур Парфенчиков.

«Получайте талоны на воздушный транспорт! – зазывает сайт фонда. – С 4 сентября этого года (что-то в ПФ долго собирались с озвучиванием информации – ждали целых 20 дней, или в самые погожие сентябрьские деньки, без широкой огласки, отправляли на курорты «своих»? – прим. «Черники») у неработающих пенсионеров Республики Карелия появилась возможность подать заявление о компенсации проезда к месту отдыха в виде получения специальных талонов на воздушный транспорт. Стало это возможным благодаря государственному контракту на оказание услуг по перевозке пенсионеров, сроком действия до 01.12.2017 года с авиакомпанией «Сибирь».

Далее говорится, что авиакомпания «Сибирь» осуществляет ежедневные вылеты из аэропорта «Петрозаводск» в Москву. Согласно контракту, пенсионеры могут полететь на отдых в Москву, Анапу, Сочи, Краснодар и Симферополь. Все перелеты осуществляются с пересадкой в аэропорту «Домодедово».

«Получить талоны в Пенсионном фонде на воздушный транспорт зачастую бывает выгоднее, поскольку, планируя поездку к месту отдыха, можно приобрести билеты, не потратив на них ни копейки», – убеждают пенсионеров. – После принятия территориальным органом ПФР положительного решения (десять рабочих дней) гражданину будут выданы специальные талоны на проезд, которые нужно будет просто обменять в Карельском агентстве воздушных сообщений на проездные документы (билеты)».

Авиакомпания "Сибирь" осуществляет рейсы из Петрозаводска в Москву. Фото: gov.karelia.ru
Авиакомпания «Сибирь» осуществляет рейсы из Петрозаводска в Москву. Фото: gov.karelia.ru

Хорошее это дело – талоны, спорить не станем. Ведь у пожилых людей после поездки к месту отдыха отпадает необходимость посещать отделение Пенсионного фонда, чтобы, выстояв порой немаленькую очередь, сдать билеты, а потом больше месяца дожидаться возврата потраченных на проезд к месту отдыха денег.

Но почему-то и это благое дело (оставим за скобками то, что государство за счет пенсионеров решило компенсировать провальный летний сезон на отечественных курортах, пытаясь таким образом вытянуть копейку из кошельков малоимущих граждан) превращается в «игру на нервах»? Дело в том, что в своей информации Пенсионный фонд не указал, что право на получение заветного талона имеют лишь те пенсионеры-северяне, которые им не воспользовались в течение двух последних лет, как предусмотрено законодательством.

Позвонив на «горячую линию» ПФ, мы получили подтверждение: да, люди интересуются, всем ли положен такой талончик. Избранный глава Карелии ничего на это счет в своем посте тоже не написал. И не избежал эмоциональных комментариев вроде этого: «Артур Олегович! А минимальные расходы на проживание и питание пенсионеров тоже будут оплачиваться? А это как максимум, если «все включено», порядка 50-70 т.р., а минимум (экономя на всем) 25 т.р. Лучше бы пенсии подняли до такого уровня, чтобы пенсионеры, как в большинстве стран, имеющих такие богатые ресурсы, не только до Крыма могли бы доехать, а по всему миру путешествовать! На все 100% уверена, что не смогут они воспользоваться этой льготой. Концы с концами сводят наши старики, чтобы квартиры оплатить, на питание остается 6 т.р. на месяц. Где еще 19 наскрести??? Какой тут уж Крым…»

В связи с «талонной» историей вспоминается другая – летняя, переполошившая женщин пенсионного возраста и заставившая их обрывать телефоны и выстаивать очереди в офисы отделений пенсионного фонда, чтобы узнать, положена ли им прибавка к пенсии. Об этом в редакцию «Черники» написала одна из введенных в заблуждение отсутствием своевременной информации петрозаводчанка:

«Как всегда, слухом земля полнится: последнее время и «сарафанное радио» и Интернет распространяют информацию, что женщины-пенсионерки могут получить перерасчет пенсии за время по уходу за детьми до 1,5 лет. Ну, что ж, попытка не пытка, за спрос, как говорится, денег не берут. На прошлой неделе я несколько дней пыталась дозвониться на «горячую линию» ПФ по телефону 79-59-14, в четверг дозвонилась. Оператор ответила, что никаких справок по данному вопросу по телефону не дают, надо явиться лично на Лыжную, 2б в рабочие часы, имея при себе паспорт, СНИЛС и свидетельства о рождении детей. В понедельник 21 августа я к 9.00 пришла в ПФ, очередь огромная, талон №39 получила в 9.11 (за мной было еще человек сто, если не больше), в течение полутора часов ожидания в этой толчее (причем несколько раз зависало табло и операторы вынуждены были выкрикивать номера талонов), заполнила заявления (два бланка) и услышала много интересного (например, что если пенсия больше 10 тыс. рублей, то и пытаться не стоит). Итак, документы у меня взяли и сказали, что решение будет принято через месяц и либо сделают перерасчет, либо сообщат, что прибавка не полагается (перерасчет в меньшую сторону не делают – и на том спасибо!

Талон электронной очереди. Фото: Татьяна Николюкина
Талон электронной очереди. Фото: Татьяна Николюкина

Вопрос: зачем устраивать такие ажиотаж и нервотрепку, зачем повторно предъявлять документы (все это имеется в пенсионном деле)? Вся информация в ПФ есть, так почему не сделать перерасчет тем, кому он положен, а остальных не дергать? В общем, через месяц узнаю, ради чего я потратила почти три часа и 50 руб. на проезд».

Как и ожидалось, женщина прибавку не получила.

Вероятно, когда толпы желающих получить не лишнюю копейку к пенсии уже стали проблемой для пенсионного фонда, его руководитель Николай Левин дал интервью прессе. Выяснилось, что перерасчет пенсий по балльной системе, на который имеют право женщины, родившие детей при СССР, не выгоден 93% карельских пенсионерок.

Руководитель Карельского отделения Пенсионного фонда России Николай Левин. Фото: Пенсионный фонд России

«Только 7% обратившихся к нам получили положительный результат, 93% процента в общем-то не получили желаемый результат, только потому что заработная плата в тот период, пока они ухаживали за детьми была у них достаточно высокая и она в полном объеме учтена при назначении пенсии», – запоздало пояснил Левин в интервью ГТРК «Карелия».

Работать на опережение и давать людям максимум полезной информации – вот что требуется от руководителей Пенсионного фонда, которые тоже в большинстве своем перешагнули пенсионный возраст. Но у работающих в ПФ Карелии пенсионеров совсем друга жизнь и несравнимые с обычными пожилыми людьми доходы. Отсюда и проблемы?