Полтора года назад в карельской столице разразилась нешуточная дискуссия вокруг планов строительства на площади Кирова часовни святого Фаддея Петрозаводского. С помощью административного ресурса в лице губернатора Парфенчикова и мобилизации своей паствы на общественные слушания в городской администрации, православным активистам удалось протащить принципиальное решение о ее возведении. Несмотря на протест многих горожан, на очевидные архитектурные несуразицы и прочее.

Такой видится часовня авторам проекта. Фото: vk.com
Такой видится часовня авторам проекта. Фото: vk.com

Земельный участок в центре города «застолбили», провели там какие-то раскопки… и на этом вся бурная деятельность закончилась. Тема возведения часовни в честь петрозаводского юродивого, в том числе сбора денег на нее, затихла. Возникает закономерный вопрос — зачем все это было? Может, дело не в Фаддее, а это был некий «пробный камень»?

Но вот намедни всплывает гораздо более грандиозная идея — руководство Карельской митрополии РПЦ заявило о своем желании построить уже большой храм на набережной Онежского озера, которое, как известно, является местом отдыха горожан и гостей города. Сообщается, что митрополит Петрозаводский и Карельский Константин планирует получить разрешения на строительство храма «Всех святых в земле Карельской просиявших».

Проект храма «Всех Святых в земле Карельской просиявших» и двухэтажного здания культурно-просветительского центра епархии. Фото: eparhia.karelia.ru

Как сказал глава Карельской митрополии, «храм может стать достойным подарком к 100-летию республики». Вынужден заметить, что Его Высокопреосвященство видимо не чувствует исторической иронии данной ситуации – Русская православная церковь хочет построить свое помпезное культовое сооружение в столице Карелии именно к 100-летию создания русскими большевиками и финскими коммунистами Карельской Трудовой Коммуны.

Уже опубликованы банковские реквизиты для перечисления пожертвований, хотя разрешения на строительство храма на набережной епархия еще не получила. Но ведь, скорее всего, получит, ведь процерковная позиция главы республики не является тайной за семью печатями.

И думается, не стоило бы церковному руководству сильно лукавить в финансовом вопросе. На деньги немногочисленных активных верующих подобное строительство просто не осилить, это понятно даже ребенку. Следовательно, церковь или втайне рассчитывает на финансовую помощь государства, республиканских властей во главе с губернатором Парфенчиковым, или на помощь неких богатых спонсоров, капиталы которых наверняка ведут свое происхождение из «святых 90-х», когда разворовывалась бывшая общенародная собственность. В любом случае это будут не копейки верующих бабушек, а серьезные денежные вложения от серьезных господ.

Во-вторых, давайте не забывать, что здание любой церкви, прежде всего, должно нести практическую пользу. Служить для нужд верующих, для исполнения ими своих религиозных обрядов и прочего. Неужели в петрозаводских церквях регулярно наблюдается такое столпотворение, что РПЦ необходима еще одна большая церковь? Ведь нет!

Года полтора назад мне рассказали, как один ретивый батюшка заявил местным властям, которые лишь пытались умерить его аппетиты, что при новом губернаторе они будут делать, что захотят, типа «пришло наше время». И почему-то мне кажется, что все эти инициативы выдвигаются не с практической целью, а лишь с идеологической и политической. То есть символически показать обществу, «кто в доме хозяин». Однако, как говорил один известный деятель, это контрпродуктивно. Такая агрессивная позиция карельской епархии способна лишь провоцировать внутригородские конфликты.

А может православной церкви стоит вспомнить заветы своих учителей-богословов и святых? Например, великого святителя Иоанна Златоуста: «Еще: ты видишь человека, покрытого рубищем и окостеневшего от холода, и вместо того, чтобы дать ему одежду, ставишь золотые столбы, говоря, что делаешь это в честь его: не скажет ли он, что ты над ним насмехаешься, и не почтет ли это крайней обидой? То же представь и о Христе, когда Он, как бесприютный странник, ходит и просит крова, а ты, вместо того, чтобы принять Его, украшаешь пол, стены, верхи столбов, привязываешь к лампадам серебряные цепи, а на Христа, связанного в темнице, и взглянуть не хочешь. Говоря это, не запрещаю и в том быть щедрым, но советую также не оставлять другого, или даже и предпочитать последнее».

Золотые слова!

Но раз уж есть потребность в строительстве или восстановлении церковных зданий, я бы хотел напомнить карельской епархии о ее собственном имуществе.

Много лет назад РПЦ было передано вот это здание бывшей церкви Рождества Христова в деревне Верховье, Олонецкого района.

Верховье. Церковь Рождества Христова. Частная коллекция. Фото 1930-х годов. Источник: sobory.ru

Несколько поколений моих предков ходили в эту церковь, ведь здание-то весьма старинное, 1850 года постройки. Раньше здесь был клуб, потом работала библиотека. Когда здание было передано церкви – маленькую деревенскую библиотеку закрыли. Но почему-то новые собственники уже больше десяти лет не торопятся начать его реконструкцию и этот исторический памятник медленно, но верно разрушается. Хотя, наверное, верующие в Верховье были бы рады отреставрированной церкви.

Верховье. Церковь Рождества Христова в наши дни. Фото: Алексей Полудницын

Может все-таки карельской епархии заняться ремонтом таких церквей, чем помпезными новоделами на набережной? Для авторитета церкви это было бы намного полезней.