Выводить отрасль пассажирских автоперевозок Карелии из кризиса будут те, кто ее туда загонял?

1
528
Временно исполняющий обязанности председателя Госкомитета Карелии по дорожному хозяйству, транспорту и связи Виктор Дроздов. Фото: Валерий Поташов
Временно исполняющий обязанности председателя Госкомитета Карелии по дорожному хозяйству, транспорту и связи Виктор Дроздов. Фото: Валерий Поташов

В начале этой недели временно исполняющий обязанности главы Карелии Артур Парфенчиков встретился с депутатами республиканского парламента от КПРФ, и, как стало известно «Чернике», на этой встрече коммунисты передали руководителю региона справку о положении дел в группе государственных предприятий «Карелавтотранс», которые осуществляют пригородные и межмуниципальные автобусные перевозки. Как отмечается в документе, одной из главных причин ухудшения финансовой ситуации на этих предприятиях стал проведенный в 2015 году республиканский конкурс на пассажирские автоперевозки, который обрушил их рынок и привел к перераспределению автобусных маршрутов. При этом пострадали не только частные карельские перевозчики, но и два государственных унитарных предприятия республики – «Карелавтотранс» и «Карелавтотранс-Сервис»: ГУП «Карелавтотранс» лишился части прибыльных направлений, а ГУП «Карелавтотранс-Сервис» вообще оказался удален с рынка.

Депутаты парламента от КПРФ передали врио главы республики предложения по улучшению ситуации в сфере пассажирских автоперевозок. Фото: gov.karelia.ru
Депутаты парламента от КПРФ передали врио главы республики предложения по улучшению ситуации в сфере пассажирских автоперевозок. Фото: gov.karelia.ru

В итоге, как говорится в справке, переданной врио главы Карелии, часть перевозчиков, ранее работавших на регулярных маршрутах и не пожелавших переходить на невыгодные субподрядные отношения с несколькими победителями конкурса, ушла в «тень» – на заказные рейсы по основным направлениям: Кондопога, Сегежа, Беломорск, Кемь, Костомукша, Олонец, Суоярви, Пудож, Вяртсиля. Это вызвало резкое увеличение количества пассажиров, обслуживаемых так называемыми «нелегалами» и проходящих мимо Петрозаводского автовокзала: так, общее снижение пассажиропотока автовокзала в течение 2015-2016 гг. составило около 20%, что негативно отразилось на агентском вознаграждении ГУП «Карелавтотранс».

Петрозаводский автовокзал. Фото: Сергей Мятухин

Однако переданный господину Парфенчикову документ содержит не только факты, свидетельствующие о тяжелых последствиях для сферы автобусных перевозок республиканского конкурса, который, в конце концов, был признан арбитражным судом противоречащим антимонопольному законодательству, но и предложения по стабилизации работы группы предприятий «Карелавтотранс». Одно из них – выделение ГУП РК «Карелавтотранс» субвенции на погашение задолженности перед частными перевозчиками, которая оценивается уже в два десятка миллионов рублей.  Правда, как считают эксперты в сфере пассажирских автоперевозок, которые готовили для депутатов эту справку, если государственные предприятия продолжат работу по прежним маршрутам и не предпримут мер по повышению эффективности своей деятельности, кредиторская задолженность ГУПов в самые ближайшие месяцы вырастет еще на несколько миллионов.

Врио главы Карелии на встрече с депутатами парламента республики от КПРФ. Фото: gov.karelia.ru
Врио главы Карелии на встрече с депутатами парламента республики от КПРФ. Фото: gov.karelia.ru

По мнению экспертов, пассажирооборот Петрозаводского автовокзала мог бы вырасти, если бы на неработающие, либо нестабильно работающие регулярные маршруты удалось привлечь тех индивидуальных предпринимателей, которые после скандального республиканского конкурса вынуждены заниматься «заказными» рейсами между карельской столицей и Кондопогой, Суоярви, Поросозером и Сегежей. С одной стороны, это бы вывело так называемых «нелегалов» из «тени», а с другой – привело бы к увеличению доходов автовокзала, которое, по предварительной оценке, могло бы составить до 200 тысяч рублей в месяц. ГУП «Карелавтотранс» также мог бы рассчитывать на дополнительные доходы, если бы получил право работы на ранее не эксплуатируемых «дачных» и пригородных маршрутах с постоянно высоким пассажиропотоком, для которых, собственно, приобретались небезызвестные белорусские автобусы «МАЗ» ( «Черника» писала о том, как простаивает эта техника, за покупку которой государственному предприятии республики до сих пор приходится выплачивать кредит).

На автобусы "МАЗ" группа "Карелавтотранс" потратила миллионы рублей. Фото: avtovokzal.karelia.ru
На автобусы «МАЗ» группа «Карелавтотранс» потратила миллионы рублей. Фото: avtovokzal.karelia.ru

Кроме того, республиканскому руководству предложили перезаключить агентские договоры с перевозчиками на оказание агентских и вокзальных услуг, прописав в новых соглашениях как возмещение расходов Петрозаводскому автовокзалу за срывы и опоздания рейсов, так и ответственность за посадку пассажиров вне вокзала. Причем, основанием для расторжения действующих договоров могли бы послужить уже произошедшие срывы автобусных рейсов.

Надо полагать, переданный врио губернатора документ поступил для изучения в Госкомитет Карелии по дорожному хозяйству, транспорту и связи. Вот только временно исполняющим обязанности этого комитета господин Парфенчиков назначил … Виктора Дроздова, того самого, который до последнего не желал отменять итоги скандального конкурса на автобусные перевозки.