Выгодная безработица, или как иметь дело с государством

0
745
Минэкономразвития Карелии. Фото: Валерий Поташов
Минэкономразвития Карелии. Фото: Валерий Поташов

Министерство экономического развития Карелии сообщило, что с 2017 года оно прекращает выдачу грантов начинающим предпринимателям на безвозвратной основе. Это решение продиктовано федеральным центром. До этого года действовала система, когда предприниматель получал субсидию от государства на безвозмездной основе. Как принято говорить в России – на халяву.

На первый взгляд, такое решение может показаться вполне оправданным и справедливым: дало государство денег начинающему предпринимателю на организацию собственного дела, а предприниматель, в свою очередь, встав на ноги, денежку государству вернул. Что-то вроде беспроцентного займа. Однако давайте рассмотрим ситуацию немного поближе и поймем, так ли, на самом деле, «халявны» государственные субсидии, как это кажется на первый взгляд.

Предположим, остался человек без работы, встал на учет в Центр занятости, ему назначили пособие, рассчитанное из его средней заработной платы. Пусть это будет 5 тысяч рублей в месяц, хотя в реальности может быть и больше, и меньше.

В Центре занятости ему предложили открыть собственное дело и получить государственную субсидию в размере 60 тысяч рублей. Не бог весть что, но тоже деньги, для сельской Карелии вполне приемлемые, чтобы начать новое дело. Допустим, человек согласился.

Кролиководство - один из видов малозатратного сельскохозяйственного бизнеса. Фото: Андрей Туоми
Кролиководство — один из видов малозатратного сельскохозяйственного бизнеса. Фото: Андрей Туоми

Далее начинается самое интересное. Согласившийся принять участие в такой программе человек должен написать и подать на конкурс в ЦЗ бизнес-план с описанием того собственного дела, которое он собирается открыть, со сметой расходов, ожидаемых доходов, рисков, затрат и т. д. и т. п. То есть, по сути, он должен написать небольшой экономический научный труд, обосновав его расчетами по расходам, доходам и рентабельности.

Можно, конечно, заказать кому-нибудь написание бизнес-плана или скачать шаблон с Интернета и переработать его на свой лад. А можно просто озадачиться и написать самостоятельно, если это позволяют сделать интеллектуальные способности. Кстати, в бизнес-плане соискатель должен по пунктам и по суммам расписать, на что и в каком количестве он собирается истратить государственную субсидию.

Предположим, бизнес-план успешно прошел конкурс и утвержден. Далее человек регистрирует свое ИП в налоговой инспекции, получает свидетельство о регистрации и несет его копию в ЦЗ, где его поздравляют, пожимают руку и через некоторое время перечисляют на счет заветную субсидию и компенсацию средств, потраченных на государственную регистрацию ИП (небольшая сумма). Всего на счет он получает примерно 61 тысячу рублей.

Засучив рукава, он начинает строить собственное дело. При этом он не должен забывать, что по условиям договора, в течение полугода он обязан предоставить в ЦЗ отчеты о расходовании средств субсидии – всего два раза: через 3 месяца и через полгода. Через 3 месяца можно подать и нулевой отчет. Кроме общего типового отчета по расходам он должен отчитаться за каждую копейку документально – подтвердить соответствующую покупку кассовым и товарным чеками (вспомним, что все расходы субсидии должны соответствовать во-первых, заявленному перечню в бизнес-плане, а во-вторых, перечню того, на что предприниматель в принципе может деньги потратить. Ну, например, чек из секс-шопа точно не прокатит).

Отчеты проверяются специалистами ЦЗ на предмет полноты и соответствия. Если все ОК, предприниматель свободен на следующие три месяца, а если что-то в отчете не стыкуется или чеки не соответствуют требованиям – исправляет недочеты. В общем, обыкновенная, не очень сложная, финансовая рутина. Оправданная или нет – вопрос отдельный и об этом ниже.

Автор материала тоже попробовал себя в роли фермера. Фото: Андрей Туоми
Автор материала тоже попробовал себя в роли фермера. Фото: Андрей Туоми

Надо помнить и то, что, зарегистрировавшись предпринимателем, человек уже несет расходы. Это и пенсионный фонд, куда он обязан делать отчисления, и налоги. Эти платежи начинают тикать с момента регистрации. Надо четко осознавать и то, что предпринимателем ему придется быть, как минимум, год. Именно такой срок зафиксирован в договоре на получение государственной субсидии.

Предположим, у человека все получилось: он основал свой маленький семейный бизнес, позволяющий кормить хотя бы один рот, через полгода благополучно отчитался по истраченной субсидии, его ИП худо-бедно работает, дохода не приносит, но позволяет как-то жить. Это типичная картина для сельского ИП в Карелии, где просто невозможно начать дело, приносящее существенный или хотя бы удовлетворительный доход. Нет оборота, нет большого числа платежеспособных покупателей (клиентов), есть конкуренция и есть постоянные расходы. Затянув ремень, он выплачивает налоги и взносы в пенсионный фонд и начинает понимать, что государство его в очередной раз обвело вокруг пальца.

Почему? Да все очень просто. Сидел бы он на учете в Центре занятости населения и не дергался, ходил только на отметки и обходил изредка с «бегунком» предприятия, где работы нет и не предвидится – получал бы свое законное государственное пособие в пять тысяч рублей. Сколько он получит суммарно этого самого пособия за год? Правильно – искомую сумму в 60 тысяч рублей. И регистрировать ничего при этом не надо. Платить налогов и взносов при этом тоже не надо, выдумывать и выстраивать на ровном месте с нуля бизнес тоже не надо. И не надо ни перед кем отчитываться о том, как ты потратишь свое пособие по безработице.

Так что же это получается? А получается, что государство фактически просто выдает безработному гражданину его пособие на год вперед, но при этом не просто связывает его по рукам и ногам в плане расходования этих денег, но и заставляет его стать предпринимателем, то есть налоговым агентом, с которого то же государство в лице налоговой и пенсионного фонда дерет три шкуры – безо всякой жалости и поправки на то, что он только «начинающий».

Вот и получается, что через год с момента регистрации, «ипэшник» треть своей субсидии вернет обратно государству в виде налогов и сборов. То есть государство попросту отнимет обратно его четырехмесячное пособие, которое он получил бы, не сунь он голову в ярмо под названием «государственная поддержка малого бизнеса».

Это еще терпимо, если бизнес худо-бедно оборачивается за короткое время. А что если предприниматель зарегистрировался как сельскохозяйственник? Год для любой отрасли сельского хозяйства – это просто ничто. За год ни одно сельскохозяйственное предприятие, основанное с нуля с небольшими вложениями, не даст прибыли. Хотя бы потому, что лето по просьбе предпринимателя на восемь месяцев не растянется, а скот не поспешит расти втрое быстрее, чем положено ему по природе.

Ферма предпринимателя не станет прибыльной за год. Фото: Андрей Туоми
Ферма предпринимателя не станет прибыльной за год. Фото: Андрей Туоми

Вот и думает потом предприниматель: боже, во что я вляпался? Сидел бы на безработице, получал бы пособие и тратил бы свое время на поиск работы, на сбор грибов-ягод, на мелкую подработку у соседа, условно, «за тарелку супа» – и то жил бы лучше…

А что же сейчас предлагает государство? Известно что – не только улучшить статистику по безработице, не только добровольно отказаться от будущего пособия, но вернуть субсидию государству в полном объеме. Кто-то вздохнет облегченно – хорошо, что еще без процентов. Ошибаетесь, проценты, не заявленные в субсидии, уже тикают и капают в виде пенсионных взносов и налоговых платежей. Играть с государством в азартные игры и выходить из них победителем у простого «ипэшки» никогда еще не получалось. Государство себя никогда не надурит.