Около 4 тысяч подписей собрали жители Карелии против введения так называемых паспортов здоровья, то есть обязательных куар-кодов. Сегодня группа активистов принесла это многостраничное обращение в Законодательное собрание Карелии.

6 декабря жители Карелии принесли обращение по куар-кодам в парламент, где пообещали его зарегистрировать 7 декабря

12.11.2021 года в Государственную думу РФ поступили законопроекты № 17357-8 и № 17358-8 о внедрении QR-кодов (паспортов здоровья). До 16 декабря эти инициативы необходимо обсудить в региональных парламентах.

Жители республики — авторы обращения в Законодательное собрание Карелии и Госдуму РФ считают, что «данные законопроекты в случае их принятия напрямую затронут права и законные интересы неограниченного круга граждан России, а также нарушат нормы Конституции России и нормы международного права. Считаем, что смысл данных законопроектов не забота о здоровье, а принуждение к вакцинации и присвоению гражданам QR-кодов (паспорт здоровья). Эти законопроекты вводят жестокую сегрегацию граждан, а их принятие несет риски социальной дестабилизации и гражданского неповиновения в стране и регионе».

Напомним, что обсуждение законопроектов состоится в Общественной палате РК завтра, в 15.00, однако, как объявили организаторы, принять в нем участие сможет ограниченный круг лиц, но обещали онлайн-трансляцию. «Черника» уточнила в пресс-службе Общественной палаты, где сообщили: трансляции не будет. А когда журналист спросил, каким образом можно принять участие в заседании, тем более что есть куар-код, получил ответ: не знаем, чем вам помочь,  в пресс-службе сослались на небольшой размер зала, в котором состоятся слушания. Странно, что размер зала и невозможность принять участие в обсуждении всех желающих не вдохновило ОП на организацию онлайн-трансляции. Видимо, мнение жителей республики членов палаты не интересует.

Как сообщают активисты, еще одно обсуждение намечено 8 декабря в «Точке кипения» (Петрозаводск, пр. Ленина, д. 31 ), в 17.30. Депутаты Законодательного собрания выскажут своё мнение о законопроектах по введению куар-кодов 9 декабря, в 10.00.

Источник. Приводим текст обращения жителей Карелии в Законодательное собрание Республики Карелия Государственную думу Российской федерации полностью.

Обращение в связи с законопроектами о QR-кодах
и ограничением прав и свобод большинства граждан РФ

12.11.2021 года в Государственную думу РФ поступили законопроекты № 17357-8 «О внесении изменений в федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и № 17358-8 «О внесении изменений в статью №107 Воздушного кодекса России Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта России».
В связи с многотысячными заявлениями и жалобами граждан о недопустимости принятия этих законопроектов, а также их несоответствии Конституции России и отсутствию эпидемиологических и иных оснований для их принятия, законодательные инициативы по внедрению QR-кодов (паспорт здоровья) передали на обсуждение в региональные парламенты, где они будут обсуждаться до 16 декабря. И каждый регион должен будет предоставить своё решение: принять или отклонить инициативу.

Мы, как и многие жители Карелии и России, считаем, что данные законопроекты в случае их принятия напрямую затронут права и законные интересы неограниченного круга граждан России, а также нарушат нормы Конституции России и нормы международного права.
Считаем, что смысл данных законопроектов не забота о здоровье, а принуждение к вакцинации и присвоению гражданам QR-кодов (паспорт здоровья).
Эти законопроекты вводят жестокую сегрегацию граждан, а их принятие несет риски социальной дестабилизации и гражданского неповиновения в стране и регионе.

Согласно предложенной к внесению в ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии в России» редакции ст. 31.1 фактически ограничивается возможность посещения мест проведения массовых и других мероприятий, организаций культуры, общественного питания, розничной и иных расположенных на территории субъекта России объектов, перечень которых определяется решением высшего должностного лица субъекта России, только при предъявлении гражданином документации (QR-кода, паспорт здоровья), подтверждающей проведение профилактической прививки против новой коронавирусной инфекции или наличие медицинских противопоказаний к проведению такой прививки либо подтверждающей, что гражданин перенес заболевание, вызванное этой инфекцией, а также документа, удостоверяющего личность.

Если документов нет, то до 01.02.2022 года возможно предъявить отрицательный ПЦР-тест, предположительно, с обязательным, а по факту принудительным размещением на портале Госуслуг.

По законопроекту № 17358-8 «О внесении изменений в ст.107 Воздушного кодекса России и ФЗ «Устав железнодорожного транспорта России» граждане без QR-кодов (паспорта здоровья) лишаются права передвижения воздушным или железнодорожным транспортом.

Неопределенное понятие «угрозы распространения новой коронавирусной инфекции», используемое в законопроекте, со ссылкой на которое возможно существенное ограничение базовых конституционных прав граждан, означает несоответствие законопроекта Конституции.

Данные законопроекты грубо нарушают конституционные права граждан и противоречат нормам федерального законодательства, в частности, ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 17.09.1998 № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» о добровольности вакцинации, ч. 1 ст. 20 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 № 323-ФЗ о недопустимости принуждения к медицинскому вмешательству.

QR-код (паспорт здоровья) не является подтверждением иммунитета либо достоверным отражением состояния здоровья. Общеизвестно, что привитые/вакцинированные люди тоже болеют COVID–19, в т.ч. в тяжелой форме и со смертельными исходами, а также являются носителями инфекции и заражают окружающих, но этот факт абсолютно игнорируется авторами законопроекта.

Никаких целей, связанных с обеспечением здоровья, законопроекты не достигают, они направлены НЕ на сохранение здоровья, а на присвоение гражданам QR-кодов (паспортов здоровья) и принуждение к вакцинации, поскольку поражены в правах именно лица, отказавшиеся от получения QR-кода (паспорта здоровья). Законопроект не соответствует требованиям ч. 3 ст. 55 Конституции РФ в части целей, достижение которых может быть основанием для принятия законов, ограничивающих права граждан.

Обращаю ваше внимание на целый ряд нарушений законов.

  1. Дискриминация граждан (сегрегация).

Самыми «опасными» и бесправными в России признаны сегодня здоровые люди с сильным естественным иммунитетом (как не болевшие, так и переболевшие, спустя определенный период времени), которые отказались от прививки. Между тем, фактическая отмена права на отказ от прививки (под угрозой отстранения от работы, обучения, запрета на свободное перемещение) преступна и с юридической, и с медицинской точки зрения.

Граждане имеют право сомневаться в пользе вакцинации:

а) нет подтверждения того, что вакцины прошли все фазы клинических испытаний (например, официально по Спутнику V (Гам-КОВИД-Вак) клинические исследования завершаются 31.12.2022 г.);

б) полноценной информации о результатах клинических исследований в нарушение закона НЕ опубликовано. В журнале «Ланцет» в феврале 2021 вышла публикация лишь промежуточных результатов 3 фазы по Гам-КОВИД-Вак, на сайтах официальных ведомств РФ результаты не опубликованы;

в) официальная статистика побочных эффектов вакцинации не ведется, заявления Роспотребнадзора и Минздрава об отсутствии осложнений и смертей не соответствуют действительности и противоречат практике;

Ч. 2 ст. 19 Конституции РФ провозглашены государственные гарантии равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Между тем, возложение на граждан обязанности по оформлению QR-кодов (паспорта здоровья) под угрозой внесудебного ограничения личных неимущественных и имущественных прав, вводит жестокую дискриминацию, разделяет граждан на касты по объему указанных прав.

Граждане, не имеющие QR-кодов (паспорта здоровья), оказываются лишены конституционных прав на труд, на образование, на свободу передвижения, на доступ к учреждениям культуры, в государственные органы власти и т.п.

По ст. 7 Конституции «РФ – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».

Согласно ст. 2 Конституции России «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства». Эти нормы полностью игнорируется авторами законопроектов.

При этом, не допуск граждан России в магазины, исключающий возможность приобретения одежды (в т.ч. для детей) и прочих товаров, необходимых для жизни, работы и обучения – в основе своей уже направлен на геноцид населения страны.

  1. Нарушение неприкосновенности частной жизни.

Согласно ч. 1 ст. 23 Конституции РФ «Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени»

По ч. 1 ст. 24 Конституции РФ «Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются».

Согласие – это по своему смыслу свободно выражаемое волеизъявление, но никак не принуждение. Однако даже если человек переболел, система QR-кодов вынуждает его раскрывать свои персональные данные о заболевании, которые являются врачебной тайной, в интернет-портале.

Таким образом, права и свободы, установленные ст. 23, 24 Конституции, которые не могут ограничиваться ст. 56 Конституции, даже в условиях чрезвычайного положения, которого не введено ни в одном регионе России, грубо нарушаются, поскольку граждан принуждают к регистрации на интернет-портале как единственном условии доступа к работе, магазинам, спорту, учреждениям культуры и иным сферам.

Между тем предполагается принудительное внесение персональных данных о здоровье граждан в Интернет-порталы как условие выдачи QR-кода (паспорта здоровья).

  1. Антиконституционный порядок ограничения прав граждан.

В соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства».

Ни одну из упомянутых в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ целей, позволяющих вводить строго обоснованные, минимальные ограничения конституционных прав граждан (защита основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства), система QR-кодов (паспортов здоровья) не обеспечивает, поскольку, как показано выше, эти коды не исключают и не уменьшают распространения инфекции привитыми, переболевшими, имеющими медицинские отводы.

Наказание здоровых граждан, не имеющих прививки либо, вакцинированных, но не прошедших ревакцинацию, перенесших заболевание более полугода назад и имеющих иммунитет, запретом на привычную жизнедеятельность, не соразмерно объявленным целям принятия законов.

  1. Унижение человеческого достоинства.

QR-код – это электронная метка, содержащая уникальное цифровое обозначение. То есть, номер будет идентифицировать конкретного человека. Идентификация человека QR-кодом унижает его человеческое достоинство, превращая человека в подобие товара.

Согласно п. 1 ст. 150 ГК РФ «достоинство личности, честь и доброе имя…, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы».

На Нюрнбергском процессе (20 ноября 1945 — 1 октября 1946 гг.) международный военный трибунал в числе прочих преступлений фашизма признал практику присвоения людям номеров преступлением против человечности, не имеющим срока давности.

Согласно Конституции России действия, умаляющие человеческое достоинство, запрещены даже в период действия чрезвычайного положения (ст. 21, ч. 3 ст. 56).

  1. Система QR-кодов нарушает права верующих.

Согласно ст. 28 Конституции РФ «Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними».

Для многих граждан, исповедующих православие, принятие цифрового QR-кода (паспорта здоровья) — идентификатора неприемлемо по религиозным соображениям.

Как отмечено в позиции Русской Православной Церкви в связи с развитием технологий учета и обработки персональных данных, принятой Архиерейским Собором РПЦ 4 февраля 2013 года: «Церковь считает недопустимыми любые формы принуждения граждан к использованию электронных идентификаторов, автоматизированных средств сбора, обработки и учета персональных данных и личной конфиденциальной информации. Реализацию права на доступ к социальным благам без электронных документов необходимо обеспечить материальными, техническими, организационными и, если необходимо, правовыми гарантиями».

Ограничение свободы вероисповедания запрещено даже в режиме чрезвычайного положения (ч. 3 ст. 56 Конституции РФ), не говоря о режиме «повышенной готовности», для которого ни один федеральный закон не устанавливает возможности таких решений.

Перечисленные ограничения грубо нарушают конституционные и гражданские права граждан и позволяют называть рассматриваемые законопроекты №17357-8 и № 17358-8 антиконституционными и бесчеловечными, требующими отклонения.

Кроме того, внесение данных ограничений экономически нецелесообразно. Как следует из пояснительной записки к законопроекту, каких-либо материальных затрат введение данной нормы за собой не повлечет. Однако ОАО «РЖД» и другие перевозчики уже обратились в правительство России с просьбой о выделении субсидии в размере 8 миллиардов рублей на покрытие выпадающих доходов, т.к. граждане массово отказываются от поездок в связи с антиконституционными ограничениями их прав.

Более того, объекты предпринимательской деятельности (в том числе субъекты малого и среднего предпринимательства) будут поставлены в явно дискриминационные условия для работы и потребуют субсидий со стороны Государства, что повлечет за собой значительный расход средств бюджета на текущий год.

Отсутствие ограничений для конкретного должностного лица – руководителя субъекта России – по самостоятельному установлению по своему внутреннему убеждению и усмотрению перечня запрещенных к посещению мест фактически вызовет дискриминацию граждан в зависимости от региона их постоянного проживания и ограничение возможности их передвижения.

Проверка паспортов при входе в учреждения фактически будет означать, что лица, контролирующие вход на территорию театров, музеев, ресторанов и иных общественных мест должны будут иметь полномочия на проверку документов, удостоверяющих личность граждан России. Таким образом, в каждый такой объект должен быть предоставлен доступ сотруднику правоохранительных органов, поскольку в полномочия охранника Торгового центра, официанта, продавца, кассира, билетёра, контролера и иных лиц, проверка удостоверения личности гражданина не входит.

Законодательством России четко ограничен круг лиц, имеющих право требовать предъявление удостоверения личности гражданина РФ. (см. п. 2 ч. 1 ст. 13 ФЗ № 3 «О полиции» и п. 4 ч. 1 ст. 9 ФЗ № 226 «О войсках национальной гвардии Российской Федерации», ст. 42 Основ законодательства России о нотариате, П. 3 ст. 15 ФЗ № 57 «О государственной охране», Ч. 10 ст. 65 ФЗ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», подп. 12 п. 2 ст. 7 Федерального конституционного закона № 1 «О военном положении»). Закон РФ № 2487-I «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» прямо не предусматривает права частных охранников на проверку документов, удостоверяющих личность.

Имеется ли такой штат сотрудников полиции в настоящий момент? Готов ли бюджет России или региона обеспечивать такой объем расходов?

Кроме того, проверяющие лица с помощью специальной программы будут иметь доступ к сведениям, составляющим врачебную тайну, в том числе о дате и времени вакцинации, сроке действия сертификатов, основаниям для медицинского отвода – диагноза, врача, его установившего и т. д.

Однако, специальными субъектами, которые обязаны хранить данную тайну с профессиональной точки зрения, вышеуказанные лица не являются, что нарушает нормы 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан», таким образом, медицинская тайна может быть разглашена.

Как следует из позиции Европейского суда по правам человека по ст. 8 «Неоправданное раскрытие конфиденциальной информации – медицинские данные в справке, которая должна быть представлена в различных ситуациях, например, получение водительских прав и подача заявления о приеме на работу, несоразмерно любым возможным законным целям, преследуемым государством.

Несмотря на наличие формальной цели для ограничения передвижения граждан России – предотвращение распространения новой коронавирусной инфекции, предпринятые меры не обоснованы социально значимостью ограничений (в ТЦ, в магазин одежды без сертификата нельзя, а в тот же ТЦ в продуктовый магазин рядом можно), а также не обоснованы в своем объеме в демократическом обществе.

Наряду с местами культурного досуга (театры и музеи), без которых, как кто-то ошибочно считает, граждане могут обойтись, хоть это и ударит по экономике сферы развлечений и культуры, существует запрет на посещение ТЦ и мест общественного питания, что ограничивает реализацию гражданских прав неограниченного круга лиц.

К примеру, больной диабетом и не имеющий официального медицинского отвода гражданин, не сможет своевременно утолить голод, а при отсутствии лекарственных препаратов состояние здоровья последнего может резко ухудшиться.

Аналогично тот же гражданин, остро нуждающийся в транспортировке на борту воздушного судна или поезда дальнего следования к лечебному учреждению для проведения плановой операции, не сможет реализовать свое право в свете второго поступившего в ГосДуму законопроекта № 17358-8 «О внесении изменений в статью 107 Воздушного кодекса России ФЗ «Устав железнодорожного транспорта России», напрямую связанного с введением ст. 31.1 в ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии» (Законопроект № 17357-8).

И в данной ситуации уже стоит вопрос о реализации гражданином права на жизнь, предусмотренное ст.2 Европейской конвенции по правам человека и ст. 2, ст. 17-20 Конституции России.

Статья 14 ЕКПЧ закрепляет право не подвергаться дискриминации в пользование правами. Предложенными поправками в ФЗ, фактически вводятся возможные различия в обращении, которые могут быть вызваны наличием/отсутствие кода о вакцинации/медицинского отвода (без последующей возможности здоровым непривитым людям за свой счет сдавать ПЦР-тестирования), поскольку приведет фактически к дифференцированному обращению с людьми, основная цель которого – ограничение  доступа к различным услугам, свободам или аспектам социальной жизни для тех, у кого есть отсутствует код о вакцинации/медотвод (без наличия каких-либо вариантов для остального населения.

Национальное законодательство должно быть четким, предсказуемым и достаточно доступным. И недопустимо отдавать его в таком глобальном проявлении на откуп внутреннему убеждению руководителя субъекта, от личности которого фактически и будет зависеть ограничение прав граждан России в целом, поскольку гражданин может по служебной необходимости при прочих равных обстоятельствах передвигаться из региона в регион, где набор его прав, закрепленных в конституции и иных ФЗ фактически будет меняться по воле руководителя региона.

Поскольку отсутствуют подробные юридические полномочия для повсеместного внедрения куэркодизации населения (и предложенные поправки объем и структура также не определяют) и четкое описание его масштабов и вероятного прогнозируемого эффекта после введения, налицо грубое вмешательство в права граждан по статье 8 и дискриминационное воздействие в соответствии со статьей 14.

Оценивая необходимость принятия подобных мер в демократическом обществе с учетом норм международного права и Европейской конвенции по правам человека, надлежит оценить «острую социальную потребность» в предлагаемой мере.

Соразмерна ли эта потребность необходимости передвижения на воздушном и железнодорожном транспорте? И возможно ли вообще в демократическом обществе вводить такой запрет и ограничение на передвижение, особенно с учетом территориального объема РФ, где автобусное сообщение в ряде регионов вообще не обеспечено в качестве разумной альтернативы?

В пояснительных записках к законопроектам не продемонстрировано, что существует острая социальная потребность в вмешательстве в права пострадавших лиц в соответствии со Статьей 8 ЕКПЧ.

Достаточно ли важна цель открыть для посещения театры и музей, чтобы оправдать ограничение? Достигнут ли предлагаемые меры этой цели, если да, то в какие сроки и по каким количественным и качественным критериям будет производиться оценка? Являются ли меры, которые необходимо принять, наименее ограничивающими для достижения намеченной цели? Необходимы ли ограничения прав ЕКПЧ для достижения поставленных законных целей?

На основании изложенного просим:

  1. Рассмотреть публично и открыто вышеуказанные доводы на ближайшем заседании Законодательного собрания Республики Карелия.
  2. Обеспечить полную открытость данного заседания для очного и онлайн участия жителей Республики Карелия в обсуждении вышеуказанных законопроектов.
  3. Отклонить (направить отрицательные отзывы) на указанные законопроекты.