Основным в повестке заседания Медвежьегорского городского совета 19 октября 2018 года был вопрос о ликвидации городской администрации путем объединения с администрацией районной.
Первая попытка лишить город самостоятельной исполнительной власти была предпринята 27 марта. Инициативу взял тогда на себя новый глава районной администрации Сергей Яляев. Вероятно, одной из поставленных перед ним задач при назначении на этот пост и была ликвидация. Яляев победил в конкурсе на должность главы администрации, председателем которой был тоже медвежьегорец Элиссан Шандалович, депутат от района в ЗС РК и его председатель.
Яляев приступил к исполнению обязанностей 1 декабря 2017 года. Для города это имело свои негативные последствия: республиканская субсидия, обещанная Медвежьегорску на проектирование канализационных очистных сооружений, была направлена на реконструкцию водозабора ООО «Сток», руководителем которого до назначения был все тот же Яляев. Заметим, что на момент назначения в суде находилось уголовное дело в связи с отравлением населения города осенью 2016 года водопроводной водой ООО «Сток», директором которого и был тогда новый руководитель района. Позднее уголовное дело бывшего директора «Стока» и действующего на то время главы районной администрации Яляева было прекращено «в связи с деятельным раскаянием» фигуранта.
И вот именно Сергей Яляев в марте 2018 года становится не просто инициатором ликвидации городской исполнительной власти – он сам направляет в городской совет проект решения и пояснительную записку по этому вопросу. Решение 27 марта 2018 года «протащить» не удалось: депутатам-единороссам и примкнувшим к ним депутатам-справедливороссам не хватило двух голосов. Не одобренный советом проект Устава, предусматривающий принципиальные изменения в структуре городской власти, тем не менее, выносится на публичные слушания.
Слушания состоялись 7 мая 2018года, и это были единственные на моей памяти слушания за все время местного городского самоуправления, которые собрали просто рекордное для таких мероприятий число жителей. Высокий процент слушателей был обеспечен, прежде всего, за счет участия работников районной администрации во главе с ее руководителем Яляевым. Но, несмотря на усилия инициатора ликвидации, счет оказался не в пользу «ликвидаторов»: 49 – за, 58 – против, 6 – воздержались.
Стало понятно, что, поскольку инициативу о ликвидации городской власти жители не поддержали, следующий шаг – принятие решения – «ликвидаторы» затянут до сентября. Расчет у них был простой: они намеревались провести на сентябрьских довыборах на два свободных места в городском совете «своих» депутатов, голосов которых не хватало пока для принятия решения о ликвидации городской исполнительной власти.
Два недостающих голоса ликвидаторы на сентябрьских довыборах получили, и тут о «чистоте» выборов говорить не стоит – город до сих пор обсуждает методы сбора голосов «победителями». Стало понятно, что город «приговорен» и будет сдан на ближайшей после выборов сессии.
Так и случилось. Заметим, что местом проведения сессии городского совета 19 октября его председатель Искендеров Саяд Джахангир оглы выбрал кабинет главы городской администрации Николая Рыкусова. При этом предложение группы депутатов провести заседание в публичном месте, куда могли бы прийти и горожане, – в малом зале ДК – председатель совета просто проигнорировал, как наплевал и на предложение обеспечить видеозапись заседания.
Никаких сомнений об исходе голосования по ликвидации исполнительной городской власти лично у меня не было. Но и отказываться от попытки еще раз привлечь внимание депутатов к проблемам, которые последуют за объединением администраций, напомнить об ответственности перед избирателями за будущее города, было бы нелогично. А вопросов к инициаторам очередного эксперимента по организации местного самоуправления было больше, чем ответов.
И что же? Началось заседание с того, что докладчик по вопросу ликвидации (оптимизации), юрист администрации Дмитрий Рунов попросту не явился. Дальше – еще круче: поступило предложение прения не открывать, а сразу голосовать!? Типа, итак все в курсе. После перепалки, по-другому не скажешь, депутаты перешли все-таки к обсуждению вопроса. Впрочем, назвать это обсуждением можно с большой натяжкой.
На мою попытку привлечь внимание депутатов к проблемам объединения откликнулся представитель правительства – начальник управления по вопросам муниципального развития миннаца Карелии Геннадий Коковуров, заметив, что почти все районы создали объединенные администрации, и это не только большая экономия бюджета, но и благо для жителей, так как им не приходиться ломать голову, в какую администрацию – районную или городскую – надо обращаться. Обычный набор общих фраз и игра на публику – оставлю все это без комментариев, так как утеря городом самостоятельности больно ударит по гражданам, и этого господин Коковуров не может не понимать.
Пришлось напомнить депутатам, что названная цель объединения: экономия бюджетных средств за счет упразднения должностей главы и заместителя главы города. Но это не вяжется с заявлением главы районной администрации Яляевым, что сотрудники городской администрации будут «трудоустроены в администрацию района в соответствии с их квалификацией». В таком случае, заметим, основные расходы на исполнение полномочий остаются фактически на прежнем уровне. Где экономия и в чем смысл?
В раздаточных материалах сессии отсутствовали проект структуры объединенной администрации, а также расчеты расходов на ее содержание, и в таком случае о какой конкретно экономии бюджетных средств можно говорить?
Далее. Городской совет как представительный орган не сможет влиять не только на назначение главы объединенной администрации, но также и на оценку его работы. И здесь неизбежна коллизия: если городской совет оценит работу главы объединённой администрации на «неудовлетворительно», а районный совет поставит оценку «удовлетворительно», какое решение возобладает? Городской совет превращается в некую формальную видимость местного, подчеркнем, самоуправления, да просто в пятое колесо в телеге!
Управление муниципальным имуществом, принадлежащим поселению, также порождает вопросы, на которые в законодательстве нет четких ответов. Контроль городского сообщества в лице депутатов над имуществом как будет осуществляться? Да, похоже, никак.
Теперь об экономии бюджета. При условии передачи всех полномочий на уровень района маловероятно, что районный бюджет получит серьезную экономию управленческих расходов. Видимо, те, кому это положено, знают, что эти расходы не могут не возрасти. Косвенным подтверждением этому является проект городского бюджета 2019 года: основной доходный источник – НДФЛ сократился, вернее, городу его сократили с 12% до 10% , а это, на минуточку, более 5 миллионов рублей. Деньги, как вы уже поняли, поступят в районный бюджет.
Распределение доходов от НДФЛ является полномочием субъекта РФ, то есть Республики Карелия. Не для того ли принимается решение «откусить» от бюджета города, где еще сохраняются прямые выборы и есть, пусть даже гипотетическая, самостоятельность местного самоуправления – в пользу подконтрольного районного управления, где кресла администратора занимают ставленники регионального правительства через процедуру так называемых конкурсов? Лично у меня в этом сомнений нет.
Существует еще одна «фишка» данной оптимизации расходов. В пояснительной записке главы районной администрации Яляева к проекту решения городского совета о передаче полномочий району указано, что городской бюджет в случае ликвидации городской исполнительной власти сэкономит 3 миллиона рублей. И что же получается? Город не только ничего не получит от объединения администраций, но его еще и обобрали на 2 с лишним миллиона! Когда об этом узнают жители Медвежьегорска, думаю, им это не понравится.
Все эти и другие вопросы оказались за скобками сколько-нибудь серьезного обсуждения на сессии Медвежьегорского городского совета 19 октября. Решение о передаче полномочий городской исполнительной власти на уровень района послушным депутатским большинством принято.
К слову сказать, депутаты Медвежьегорска продержались дольше многих городских поселений. После принятия в октябре 2010 года нормы ФЗ о возможности возложения обязанностей администрации поселения – районного центра на администрацию муниципального района решениями представительных органов обоих муниципалитетов (поселения и района), депутаты Медвежьегорского городского совета прежних созывов под неоднократными понудительными «наездами» со стороны правительства по вопросу ликвидации городской власти все же не сдавались.
Итак, установка главы РК Парфенчикова на ликвидацию в Карелии исполнительной власти городских поселений, являющихся районными центрами, в городе Медвежьегорске успешно реализована.
Результаты поименного голосования:
За
Гуляева Ольга Петровна
Умнов Вадим Александрович
Искендеров Саяд Джахангир оглы
Лавыш Сергей Иванович
Искендеров Санан Саяд оглы
Никкин Сергей Викторович
Куприяненко Анна Евгеньевна
Егармин Василий Анатольевич
Молчанов Владимир Александрович
Фатеев Сергей Викторович
Хлыстко Дмитрий Вячеславович
Против
Евсеева Валентина Ивановна
Плеханова Ольга Александровна
Зверев Анатолий Анатольевич
Отсутствовал
Плеханов Александр Владимирович
…После заседания Совета, хотя решение и было ожидаемым, осталось самое удручающее впечатление от уровня обсуждения принципиального для города вопроса. Депутаты, не задававшие вопросов и голосовавшие «за», вероятно забыли, что обязаны прислушиваться к мнению избирателей, представлять и отстаивать интересы жителей, свободно высказывать мнение по любому вопросу, даже если это мнение сильно раздражает и нежелательно чиновникам власти исполнительной.
Я, как депутат нескольких созывов городского и районного Советов, второго созыва Законодательного Собрания Республики Карелия, далеко не всегда соглашалась с официальной установкой чиновников или с мнением коллег по депутатскому корпусу. Но при этом, какими бы принципиальными не были расхождения и горячими споры, все обсуждения проходили при уважительном отношении к любому мнению.
С сожалением должна отметить, что взаимоотношение в нынешнем созыве Медвежьегорского городского совета выстроено по принципу «кто не с нами, тот против нас». Со всей очевидностью это подтвердилось и на заседании 19 октября. Именно тогда я со всей ясностью ощутила, что такое «агрессивно-послушное большинство», о котором говорил на первом съезде народных депутатов СССР в мае 1989 года Юрий Афанасьев.
Один пример: депутаты проголосовали против внесения в пункт повестки «разное» вопросов, которые были предложены заранее группой их коллег-депутатов, а подготовку информации должен был обеспечить председатель совета Искендеров. Вопросы очень важные и касались они контроля бюджетных расходов (а, значит, интересов наших избирателей), в том числе тех, которые в последнее время будоражили горожан:
– непредвиденные расходы в связи с назначениями/увольнениями директоров Медвежьегорского ДК;
– дополнительные непредвиденные расходы на реконструкцию водозабора ООО «Сток» (ни много, ни мало, более 7 миллионов рублей);
– о реализации проекта гражданских инициатив по устройству детского городка.
При этом, заметим, речь шла всего лишь об информации. И что? Из 14 депутатов только четверо проголосовали «за» – остальным или все известно, или абсолютно не интересно, что происходит в городе и чем недовольны их избиратели. И еще. Я не припомню такого цинизма и неуважения к коллегам-депутатам за все годы депутатской деятельности, увы.