Сохранить нельзя ликвидировать, или как районная власть пускает под нож власть городскую

0
1563
"Синий дом" - администрация Медвежьегорского района Карелии. Фото: Губернiя Daily

В Медвежьегорске бушуют поистине шекспировские страсти. На днях в соцсети один из местных депутатов открыто рассказал, что глава районной администрации Сергей Яляев пытался его шантажировать, дескать, если народный избранник не сдаст свой голос для ликвидации городской администрации, то пострадают интересы жены депутата. «Видимо, Сергею Валерьевичу не понятны моральные нормы кодекса чести. А, может, это уже стало нормой жизни наших управленцев, я просто не заметил», – задается вопросом возмутитель спокойствия.

Но обо всем по порядку. 27 марта совет Медвежьегорского городского поселения принял решение о вынесении на публичные слушания проекта решения о ликвидации городской исполнительной власти и отмене прямых выборов главы поселения. Вопрос в повестку как дополнительный был внесен в пятницу 23 марта, то есть, накануне двух выходных дней, путем рассылки проекта решения на электронную почту депутатов – без указания даты внесения вопроса в уже сформированную повестку заседания совета, без копии обращения авторов-инициаторов.

Между тем, предложение должно содержать не только проект решения, но также обоснование целесообразности рассмотрения данного вопроса и необходимые по регламенту материалы. Однако в документах, направленных депутатам 23 марта, не было никаких документов, кроме проекта решения. Не сложно догадаться, что сделано это было умышленно. И вот почему.

Проект повестки дня формируется за восемь дней до заседания представительного органа, а перечень вопросов, вносимых в повестку заседания, в соответствии с регламентом, формируется из предложений депутатов, депутатских комиссий, главы поселения. Предложение должно содержать обоснование целесообразности рассмотрения данного вопроса, проект решения и необходимые материалы. Так вот, ни одного документа, доказывающего целесообразность данного решения, депутатам не было представлено.

Более того, на совместном заседании комиссий городского совета 26 марта, то есть накануне сессии, вдруг выяснилось, что с предложением внести в повестку дня вопрос о реорганизации городской власти обратился не кто иной, как глава администрации Медвежьегорского муниципального района, назначенец республиканской власти и, в частности, депутата Законодательного собрания Карелии Элиссана Шандаловича – Серегей Яляев.

Понятно, что Яляев как глава районной администрации априори не может вносить вопросы в повестку дня городского совета. Но он его и не вносил: Сергей Валерьевич просто обратился к председателю горсовета Саяду Искандерову со «скромной» просьбой «включить в повестку дня совета Медвежьегорского городского поселения вопрос «О внесении изменений и дополнений в Устав Медвежьегорского городского поселения».

Глава горсовета Медвежьегорска Саяд Искендеров (слева) и спикер парламента Карелии Элиссан Шандалович. Фото: karelia-zs.ru
Глава горсовета Медвежьегорска Саяд Искендеров (слева) и спикер парламента Карелии Элиссан Шандалович. Фото: karelia-zs.ru

Более того, глава района подсуетился и даже проект решения совета Медвежьегорского городского поселения приложил, чтобы упростить процедуру проталкивания, другого слова не подберу, вопроса о ликвидации городской исполнительной власти (заметим, что копию обращения господина Яляева и представленные районной администрацией материалы я получила после настойчивых требований только 3 апреля).

И что же председатель совета поселения Саяд Джахангир Оглы Искандеров? Получив заготовки от главы районной администрации Яляева еще 21 марта, председатель хранил гробовое молчание об этом важнейшем документе. А на электронку депутатов 23 марта отправляется, внимание, проект решения «О внесении изменений и дополнений в Устав Медвежьегорского городского поселения», подписанный… председателем совета поселения Искандеровым. Без каких-либо пояснений и ссылок на инициатора внесения вопроса. По меньшей мере, это просто нечестно по отношению к коллегам–депутатам.

Возмущает то, что ответственное решение, которое кардинально меняет структуру городского самоуправления и фактически лишает город самостоятельной исполнительной власти и передает власть и, подчеркнем особо, финансы на уровень районной администрации – вносится в спешке. Лукаво. С грубыми нарушениями регламента и здравого смысла.

И что интересно. Ведь еще 20 февраля 2018 года совет Медвежьегорского муниципального района принимает решение «О внесении изменений и дополнений в Устав Медвежьегорского муниципального района» – о передаче полномочий городского поселения на уровень районной администрации. Будучи депутатом районного совета, делегированного советом Медвежьегорского поселения, господин Искандеров, в отличие от непосвященных городских депутатов, был осведомлен о предстоящей ликвидации исполнительной власти городского поселения. Кстати, в районной администрации 3 апреля прошли так называемые «публичные слушания». В кабинете главы администрации Сергея Яляева собрались работники администрации, понятно, что эта ангажированная «публика» проект решения, по сути, о ликвидации городской исполнительной власти одобрила.

Казус в том, что совет Медвежьегорского городского поселения решение о передаче полномочий району еще не принял, а районный совет уже подсуетился и даже публичные слушания организовал. Поневоле задумаешься, что кто-то их торопит.

Кстати, депутаты совета Медвежьегорского городского поселения двух предыдущих созывов устояли против попыток республиканской и районной власти ликвидировать городскую власть. Давление продолжилось и в этом созыве, достаточно вспомнить скандальную акцию «Единой России» с организацией так называемого опроса в единый день голосования 10 сентября 2017года по вопросу ликвидации городской власти.

Было понятно, что этот «опрос» – подготовка ликвидации городской администрации. Вопрос стоял только о сроках: до или после выборов президента. Понятно, что до выборов власти не рискнули смуту заводить, а теперь – самое время. Тем более, что и позиция главы республики Артура Парфенчикова в поддержку объединения администраций не раз озвучивалась, ну как не порадеть «старшему товарищу»? Этому есть и косвенное подтверждение: на совместном заседании комиссии совета поселения накануне сессии на мой вопрос, чем вызвана спешка с решением объединить администрации и почему именно районная власть выступает инициатором, прозвучал ответ юриста районной администрации, мол, надо же было кому-то выступить с инициативой. Прихожу к выводу, что республиканское правительство держит руку на пульсе.

Правительство Карелии. Фото: Валерий Поташов
Правительство Карелии. Фото: Валерий Поташов

Что касается сути, не будем забывать: вслед за передачей полномочий идет передача финансов. Правда, народу расскажут, что в «Синем доме» все разрулят – разрешат проблему лучшим образом, а еще – сократят число чиновников, и эта просто уловка, фишка-миф, которая непременно сработает.

Что касается моей личной позиции как депутата совета Медвежьегорского поселения, то она моим избирателям известна. В объединении районной и городской администраций НЕТ ни целесообразности, ни необходимости: бюджет городского поселения бездефицитный, в отличие от районного с многомиллионными долгами; во-вторых, внутренние вопросы городского поселения проще и быстрее решать непосредственно администрации поселения, которая отвечает именно за жизнедеятельность города.

Доводы «в пользу» объединения – экономическая выгода благодаря сокращению штата чиновников, также не выдерживают критики: с объединением городской и районной администраций количество полномочий у района увеличится, что не отрицает и районная администрация, так что на сокращение числа чиновников тоже не приходится рассчитывать. А число управленцев можно сократить и без упразднения городской администрации: сохранить городскую власть, но уменьшить штат чиновников районной администрации.

После объединения возникнут также проблемы и с межбюджетными отношениями, но организаторам-оптимизаторам сейчас это не интересно. Им нужен темп.

Между тем ни один из вопросов жизнедеятельности города после объединения с районом – структура районной администрации по исполнению полномочий поселения, формирование бюджета и т.д. – не обсуждались толком ни на заседаниях комиссий совета поселения, ни на сессии совета.

В знак протеста против продавливания решения, которое не отвечает интересам населения, и не желая участвовать в этом фарсе, я покинула сессию. Ну, сколько можно? То объединяют, то разукрупняют, то снова объединяют. Знать бы, кому это выгодно? Голова у всех идет кругом, работать некогда…