Один из читателей «Черники» проработал некоторое время в одном из салонов связи в Петрозаводске, принадлежащем крупной федеральной компании. Своими впечатлениями он решил поделиться с нами.

При приеме на работу в российскую сферу услуг новичку часто обещают, что он будет кататься как сыр в масле. Правда, статистику портят такие вещи как смерть курьера «Яндекс.Еды» на рабочем месте, однако каждая из крупных компаний клятвенно заявляет, что уж она-то точно не такая.

Новичка, ищущего работу, здесь встречают броским слоганом: «Присоединяйся к сильной команде профессионалов! Развивайся, зарабатывай, делай клиентов счастливыми!» Начальство сразу же обещает «белую» зарплату 2 раза в месяц, комфортный график, удобное расположение салонов, сообщество, а не коллектив. Что, кстати, значит последнее – совершенно непонятно. Однако что же, если проверить эти заверения на деле? С чем сталкивается молодой работник после приема на работу?

Во-первых, работать он будет на самом деле в дочерней компании. Эта контора, создана, кажется, лишь для того, чтобы принимать на себя гнев от разочарованных клиентов, что часто можно наблюдать в интернете. Однако она может послужить своеобразным «буфером» и от работников. Ведь причин для того, чтобы не любить работодателя, у них появится немало.

Первое – это некомплект персонала по штату. На «точку» положено трое или четверо человек, но полностью укомплектованный салон для Петрозаводска — это редкость, чаще всего там работают двое, а то и один человек. Это обстоятельство немедленно порождает вторую проблему, а именно переработки. Обещанный гибкий график, составленный электронным «болваном», превращается в график сплошной. То есть из-за нехватки персонала программа ставит вместо «выходной» метку «РВ» – то есть рабочий выходной. Официально он должен оплачиваться в двойном размере, но это не сильно помогает, если вы работаете каждый день. Больше того, периодически случаются авралы и вас вместо вожделенного выходного могут вызвать на работу к восьми утра. Вот вам и «удобный и гибкий график»!

Теперь разберёмся, что же представляет собой стандартная смена работника. Итак, сотрудник должен оказаться на работе в 8.30 и закрыться не раньше 21.20. Таким образом на работе необходимо проводить 13 часов, и тут вступает в дело магия чисел, платят вам только за 11 из них. Перерыва на обед нет, только 15-минутные «перекуры», иначе и не назвать, каждые три часа. Иначе говоря, нормально поесть за двенадцатичасовую смену времени у вас нет. Итак, получается 13 часов без обеда каждый день, запомним это и перейдём к следующему пункту.

Что же с так разрекламированным заработком, «который больше, чем себе можно представить»? Здесь вступают в дело уже не разрекламированные методы экономии на работниках. Во-первых, планка планов по продажам задрана до небес. Во-вторых, недостаточно просто сделать много продаж в одной области, перекрыв за её счет остальные.

План требуется закрывать по всем пунктам продаж не менее чем на 40 %. А эти проценты включают, например, продажу подключения к спутниковому телевидению. Вы часто ходите в салон связи, чтобы подключиться к спутниковому телевидению? То же касается и кредитных карт, причем сотрудники зачастую вынуждены оформлять эти самые кредитки на себя. Почему же они вынуждены это делать? А потому что, если направление не закрыто, то сотрудника полностью лишают премии. Таким образом потенциально большая зарплата на практике оказывается мизерной. Получается потогонная система, которая уже описывалась в советских учебниках про капиталистическую экономику, повременно-премиальная. Так стандартно за невыполнение плана у работников отнимают 13 % от аванса и от получки.

Но проблема не только в низких зарплатах. Ясно, что подобный рабочий график приводит к тому, что сотрудники выматываются и начинают болеть. Больничный формально оплачиваемый, однако за две недели можно получить всего две тысячи. В итоге сотрудник вынужден постоянно сидеть на лекарствах и переносить все болезни на ногах.

Человек, работающий без выходных по тринадцать часов, не очень приветлив и расположен общаться с клиентами. Естественно, что начальство не может оставить этого просто так. За невыполненный дневной план полагается начальственная выволочка от начальника сети офисов. Это напоминает выволочки рабочим за невыполненный дневной урок от мастеров в дореволюционной России. Отличия тут два пока еще есть. Начальник не бьет по зубам, а ограничивается нецензурной бранью и в соответствии с новейшими технологиями через интернет в режиме конференции по ватсапу. Вообще, вопрос о том, что у работников присутствует некое человеческое достоинство, для господ из числа начальства не стоит, здесь в порядке вещей заставлять петь идиотские песни для получения новогодней (уже заработанной) премии или мизерного подарка к одному из праздников.

Рабочее место сотрудника постоянно находится под прицелом видеокамеры, что позволяет следить за тем, что же работник делает в офисе, если нет клиентов. Так, читать можно только техническую документацию продаваемых телефонов и изучать детали новых тарифов, никаких посторонних книжек на работе, сотрудник должен отрабатывать каждую секунду рабочего времени. Однако камерами начальство не довольствуется, постоянно происходят личные проверки, а также сотрудников заваливают кипами письменных отчетов. Остается открытым вопрос, когда же работник должен заниматься всей этой писаниной? Очевидно, после того как придёт домой, после тринадцатичасового рабочего дня.

Кроме того, в обязанности сотрудников входит обучение новичков на месте, то есть необходимо одновременно выполнять план по продажам и обучать нового сотрудника, что, естественно, невозможно делать при такой большой нагрузке. Зачастую этот новый сотрудник, посмотрев на здешние нравы, быстро увольняется и начинается тот самый некомплект состава. А на тех, кто его обучал, опять обрушивается начальственный гнев.

Отдельно необходимо упомянуть о том, что эта самая «высокотехнологичная» компания постоянно экономит на тех самых технологиях и их обслуживании. Так, в офисах наблюдаются проблемы с постановкой на охрану и сотрудникам приходится проявлять немало навыков «технического постукивания», чтобы пульты постановки заработали, а начальство не реагирует на запросы о присылке техников, ограничиваясь стандартной фразой «как только, так сразу».

Однако плохая забота о технике и её несвоевременная замена так же становится частью политики по экономии на рабочей силе. Так, недавно часть сотрудников была лишена практически половины зарплаты, несмотря на выполнение основных требований по продажам. Проблема в том, что премия выплачивается после заполнения определенных отчетов и пересылки их в сканированном виде и заполнения информации в приложении. Начальство сначала сослалось на неправильную форму отчета, затем попросту указало на то, что сканы отчётов нечеткие, при том что сканеры в офисах вообще-то находятся в ведении компании и должны быть в нормальном состоянии. В общем-то это классическая форма навешивания на работников всевозможных штрафов, известная еще с XIX века.

Итак, мы можем видеть, что «эффективные собственники» смогли создать условия, при которых они могут максимально экономить на рабочей силе и продолжать получать прибыль. Ведь те сотрудники, что не уволились из-за всех этих проблем, остались не из-за какой-то мифической «верности компании», а потому что вынуждены цепляться за рабочее место даже на таких отвратительных условиях. Больше того, система мелких раскиданных офисов создает структуру, при которой работникам труднее объединиться для отстаивания своих прав, скажем, организовать независимый профсоюз. Хотя, поработав определенное время в этом салоне, я понял, что такая потребность в организации работников, защищающей наши права от произвола работодателей, есть.

Максим Мишенев.