В последнее время правительственные информационные ресурсы вдохновенно рассказывают, как глава Карелии Артур Парфенчиков спасает троллейбусное управление в Петрозаводске, распоряжается закупить больше десятка машин, и всё это в интересах граждан республики. Однако Парфенчиков и его свита скромно умалчивают или «забыли», что принудил их к этой покупке совсем другой человек.

«Тролли» в парламенте Карелии

Итак, 2019 год, безобразное состояние городских троллейбусов давно видно невооруженным глазом любому жителю Петрозаводска и его гостям. Неудивительно: средний срок эксплуатации – около 20 лет, средний пробег – около 1 млн км, износ 80-100%.

28 ноября депутаты Законодательного собрания рассматривали поправки в бюджет Республики Карелия на 2020-й и на плановый период 2021-2022 годов. На заседании депутаты Эмилия Слабунова и Иван Гусев внесли поправки в бюджет с предложением выделить троллейбусному управлению 125 миллионов рублей на закупку новых троллейбусов.

Эмилия Слабунова. Фото: yabloko.ru
Иван Гусев. Фото из личного архива

Источник средств был — более 1 миллиарда рублей в проекте бюджета, которые оставались в резерве. Примечательно, что деньги тогда выделял федеральный центр к празднованию 100-летия Республики Карелия.

Однако коллеги по депутатскому корпусу Слабунову и Гусева не поддержали, сославшись на то, что администрация Петрозаводска не обращалась напрямую с этой проблемой в парламент республики, поправку заблокировали.

Выступил с речью на том заседании «добрый друг, единомышленник и соратник» главы Карелии Парфенчикова – Владимир Любарский. Тогда еще заместитель главы республики по внутренней политике.

Скриншот из видео прямой линии Артура Парфенчикова и Владимира Любарского

— Я бы хотел, несмотря на то, что глава находится в отпуске на сегодняшний день, у него есть предложения по модернизации троллейбусного парка в городе Петрозаводске. Я думаю, что после отпуска они будут озвучены и что касается того, какой вид транспорта… это должно будет сделано на основе расчётов. Исходя из рентабельности, эти расчёты должны будут открытыми, прозрачными и понятными для всех. И жителям Петрозаводска, и депутатам Законодательного собрания. Думаю, что к этому вопросу мы в этом году еще вернемся…»

Не вернулись. Сам глава Карелии Парфенчиков высказался по поводу троллейбусов так:

«Восстанавливать троллейбусное движение смысла нет – это прошлое. Троллейбусная система дорога, маршруты негибки. Да и сеть портит вид города».

Скриншот из соцсети «ВКонтакте»

 Депутаты Эмилия Слабунова и Иван Гусев были категорически не согласны с такой позицией и говорили о том, как важно сохранить экологически чистый транспорт, выполняющий социальную функцию по перевозке льготных категорий граждан. Важно не допустить монополии автоперевозчиков на рынке для удержания цен на проезд, и о том, что многие города, ранее отказавшиеся от электротранспорта, теперь его восстанавливают.

Корреспондент «Черники» попросил Эмилию Слабунову подробнее рассказать об эпопее выделения денег из бюджета для покупки новых троллейбусов, чтобы жители и гости Петрозаводска с комфортом ездили на муниципальном общественном транспорте:

Троллейбус в Петрозаводске. Фото: Алексей Владимиров

«После того, как коллеги, в основном из правящей, всем известной партии саботировали нашу поправку, мною был сделан запрос мэру города и в МУП «Городской транспорт». В полученных ответах говорилось о катастрофическом состоянии парка — 80% износ, и необходимости его обновления.

— 16 января 2020 г. состоялось заседание комиссии по транспорту ЗС, на котором присутствовали заместитель мэра Юлия Мизинкова, заместитель председателя Петросовета Александр Ханцевич. Минтранс Карелии в представленной справке оценил износ подвижного состава в 90%. Все заявили, что покупка троллейбусов нужна.

— 17 января 2020 г. я отправила обращение к главе Карелии Артуру Парфенчикову с просьбой инициировать внесение изменений в бюджет (так как по закону депутаты это сделать не могут) и выделить 125 миллионов рублей на данные цели.

— 5 февраля 2020 года глава Карелии внес в Заксобрание проект закона о внесении изменений в бюджет, в котором, конечно, ничего про городской транспорт не подразумевалось. Мы с Гусевым воспользовались возможностью внести еще раз поправку о выделении 125 миллионов рублей, источник средств еще оставался. Все прежние «пожелания» коллег депутатов были выполнены и оснований теперь не поддержать поправку не оставалось.

Что вы думаете?! Быстро организовали новое основание для отказа — Минтранс РК сообщил, что отправил заявку на покупку 20 троллейбусов в правительство РФ.  Несмотря на аргументы, что отправленная заявка не является гарантией выделения денег, а даже если и случится такое чудо, то наши 125 миллионов рублей будут хорошим дополнением, так как троллейбусов надо много, депутаты от правящей партии опять заблокировали поправку. В итоге – в конкурсе были отобраны 12 агломераций, Петрозаводская в это число не вошла. Правительство Карелии не приложило должных усилий для победы заявки в год юбилея республики.

— 4 декабря 2020 года в очередной (третий) раз внесла поправку в проект бюджета Карелии на 2021 год – о выделении 130 млн руб. на покупку троллейбусов. Поправка заблокирована депутатами от ЕР  под расплывчатое «нужны системные решения».

— 9 сентября 2021 года при внесении изменений в бюджет РК 2021 года внесена уже четвертая поправка о выделении 140 млн руб. на покупку троллейбусов. Она в очередной раз отклонена уже без каких-либо «объяснений».

Тогда, 9 сентября 2021 года, карельское правительство и депутаты, в основном от «Единой России», выступили против поправок Слабуновой, хотя на этом же заседании было принято решение о выделении дополнительных 100 миллионов рублей на содержание администрации Артура Парфенчикова.

Кроме того, сам глава Карелии обвинил Эмилию Слабунову в «политическом очередном пиаре»:

Троллейбус в Петрозаводске. Фото: Алексей Владимиров

«Я предложил ещё несколько месяцев назад начать приобретение троллейбусов. Специалисты убедили, что вначале необходимо разработать комплексную схему организации транспортного обслуживания (новая оптимизированная маршрутная сеть, расчет объемов и параметров транспортной работы). Что сделано: проведены встречи с потенциальными подрядчиками, в том числе ФАУ РОСДОРНИИ (подвед Минтранса РФ), подготовлено тех. задание аукциона, включены в поправки в бюджет (на сентябрь) средства для АПГО в размере 27 млн на разработку схемы, размещение закупки планируется до конца сентября.

Петрозаводск достоин современного подхода в организации работы общественного транспорта. И надо понять, какой общественный транспорт, какие троллейбусы (они сейчас разные) оптимально нужны городу.

Мне интересно, а Эмилия Эдгардовна предварительно проработала вопрос с администрацией города Петрозаводска, выяснила, в какой стадии сейчас находится вопрос реформирования общественного транспорта, прежде чем заявлять о необходимости выделения для города денег, или это изначально такой политический очередной пиар?», — пишет комментарий в соцсетях глава республики.

Вероятно, Парфенчиков даже не догадывается, что за годы своего руководства республикой, он и его команда в разы увеличили количество приспособленцев, стоящих в очереди за преференциями в обмен на лояльность к властям Карелии. Именно эта масса играет сейчас ключевую роль в принятии важных для республики решений. А инициативы Слабуновой эти приспособленцы всегда заблокируют. Неугодная…

Предвыборное «волшебство» Парфенчикова

И вдруг буквально через несколько дней произошло волшебство. На своей странице в соцсети «ВКонтакте» «добрый друг, единомышленник и соратник» главы Карелии Парфенчикова – Владимир Любарский (с мая 2021 года был назначен сити-менеджером Петрозаводска) 16 сентября опубликовал пост, в котором рассказал, как по инициативе правительства Карелии, депутаты парламента Карелии одобрили выделение 300 миллионов рублей на покупку новых троллейбусов(!). Не дождавшись появления разрабатываемой концепции транспортной реформы…

Троллейбус в Петрозаводске. Фото: Алексей Владимиров

«Но отдельно мне бы хотелось поблагодарить республиканское правительство и депутатов за выделение 300 миллионов рублей на закупку новых троллейбусов.

Сейчас специалисты решают, сколько троллейбусов мы сможем приобрести и будут ли в их числе машины с автономным ходом, что позволит нам пустить городской транспорт в районы, необорудованные контактной сетью.

Для меня самое важное то, что городской транспорт получает шанс на развитие, а значит, масштабная транспортная реформа, к которой мы приступаем, уже приносит первые плоды», — с восхищением пишет Любарский (или специально подготовленный человек). Про двухлетнюю работу депутата Слабуновой в этом направлении – ни слова.

С этого момента началась пиар-кампания Артура Парфенчикова в роли спасителя троллейбусного парка карельской столицы. Например, вот «добрые друзья, единомышленники и соратники» — Парфенчиков, недавно собиравшийся ликвидировать данный вид транспорта в столице, и Любарский — перерезали ленточку и прокатились под игру гармони в новом троллейбусе.

Фото со страницы в соцсети «ВКонтакте» сити-менеджера Петрозаводска Владимира Любарского
Фото со страницы в соцсети «ВКонтакте» сити-менеджера Петрозаводска Владимира Любарского
Фото со страницы в соцсети «ВКонтакте» сити-менеджера Петрозаводска Владимира Любарского

Впрочем, неудивительно, в сентябре 2022 года — выборы глав регионов. Главе республики, жаждущему остаться на второй срок, нужно формировать свой положительный имидж. Если, конечно, из-за последних событий в стране выборы вообще не отменят.

Мнение юриста

Все эти действия Артура Парфенчикова и его окружения напоминают воровство чужих идей и инициатив, а точнее – плагиат. В нашем случае законодательная инициатива и двухлетняя работа к принуждению правительства Карелии приобрести новые троллейбусы – депутата парламента республики Эмилии Слабуновой.

Могут ли понести ответственность за подобные манипуляции причастные к этой истории лица? «Черника» попросила ответить на этот вопрос директора юридической компании «ЮрфинэкС» Юрия Романченко:

Юрий Романченко. Фото из соцсети ВКонтакте

«В обозначенной теме материала речь идет о возможном  плагиате идеи, законодательной инициативы.

Данная проблема не нова и на законодательном уровне были некоторые попытки ее решения, в основном, правда, связанные не с политическим (законодательным) заимствованием, а с предпринимательской деятельностью, когда заимствования происходят бизнес-идей, что дает экономическую выгоду.

 Действующее законодательство весьма четко регулирует, что является объектами авторских прав, за присвоение которых предусмотрена гражданская, уголовная, административная ответственность

В пункте 3 ст. 1259 ГК РФ указано, что объектами авторского права могут быть обнародованные и необнародованные произведения, выраженные в какой-либо объективной форме.

Однако привлечение к ответственности за плагиат в настоящее время невозможно при недобросовестном заимствовании идеи, зафиксированной в объективной форме.

 Так согласно п. 2, 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26 апреля 2007 г. № 14  плагиат может состоять в «объявлении себя автором чужого произведения, выпуске чужого произведения (в полном объеме или частично) под своим именем, издании под своим именем произведения, созданного в соавторстве с другими лицами, без указания их имени».

 При этом на присвоение авторства идеи, концепции средства уголовно-правовой защиты не распространяются. Верховный суд РФ последователен: если идея не признается объектом авторского права, то и ее заимствование и присвоение авторства не являются правонарушением.

Также необходимо отметить, что в соответствии с законом Российской Федерации объектами авторского права не являются: официальные документы (законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные тексты законодательного, административного и судебного характера), а также их официальные переводы; государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и иные государственные символы и знаки); произведения народного творчества; сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер (например, сообщения о новостях дня, расписания движения транспортных средств), в связи с чем воспроизведение, распространение или иное не влекут ответственности.

Таким образом, заимствование, по сути, плагиат, чужой идеи, с точки зрения морали и нравственности хоть и является недостойным поведением, но в соответствии с действующим законодательством ответственности не влечет».

Действительно, к чиновникам не придраться, вероятно, поэтому граждане часто слышат в ответ на свои жалобы: «У нас все по закону».

***

Подобные выходки со стороны команды Парфенчикова не редки. Например, в прошлом году, когда в республике во всю полыхали лесные пожары, чиновники решили присвоить себе заслугу сотен, а может, и тысяч простых жителей Карелии, вступивших в борьбу с огненной стихией. «Черника» рассказывала об этом в статье «Добровольцы». А что касается морали, нравственности и репутации, вероятно, карельским «царькам» такие понятия не знакомы.