В последнее время правительственные информационные ресурсы вдохновенно рассказывают, как глава Карелии Артур Парфенчиков спасает троллейбусное управление в Петрозаводске, распоряжается закупить больше десятка машин, и всё это в интересах граждан республики. Однако Парфенчиков и его свита скромно умалчивают или «забыли», что принудил их к этой покупке совсем другой человек.
«Тролли» в парламенте Карелии
Итак, 2019 год, безобразное состояние городских троллейбусов давно видно невооруженным глазом любому жителю Петрозаводска и его гостям. Неудивительно: средний срок эксплуатации – около 20 лет, средний пробег – около 1 млн км, износ 80-100%.
28 ноября депутаты Законодательного собрания рассматривали поправки в бюджет Республики Карелия на 2020-й и на плановый период 2021-2022 годов. На заседании депутаты Эмилия Слабунова и Иван Гусев внесли поправки в бюджет с предложением выделить троллейбусному управлению 125 миллионов рублей на закупку новых троллейбусов.
Источник средств был — более 1 миллиарда рублей в проекте бюджета, которые оставались в резерве. Примечательно, что деньги тогда выделял федеральный центр к празднованию 100-летия Республики Карелия.
Однако коллеги по депутатскому корпусу Слабунову и Гусева не поддержали, сославшись на то, что администрация Петрозаводска не обращалась напрямую с этой проблемой в парламент республики, поправку заблокировали.
Выступил с речью на том заседании «добрый друг, единомышленник и соратник» главы Карелии Парфенчикова – Владимир Любарский. Тогда еще заместитель главы республики по внутренней политике.
— Я бы хотел, несмотря на то, что глава находится в отпуске на сегодняшний день, у него есть предложения по модернизации троллейбусного парка в городе Петрозаводске. Я думаю, что после отпуска они будут озвучены и что касается того, какой вид транспорта… это должно будет сделано на основе расчётов. Исходя из рентабельности, эти расчёты должны будут открытыми, прозрачными и понятными для всех. И жителям Петрозаводска, и депутатам Законодательного собрания. Думаю, что к этому вопросу мы в этом году еще вернемся…»
Не вернулись. Сам глава Карелии Парфенчиков высказался по поводу троллейбусов так:
«Восстанавливать троллейбусное движение смысла нет – это прошлое. Троллейбусная система дорога, маршруты негибки. Да и сеть портит вид города».
Депутаты Эмилия Слабунова и Иван Гусев были категорически не согласны с такой позицией и говорили о том, как важно сохранить экологически чистый транспорт, выполняющий социальную функцию по перевозке льготных категорий граждан. Важно не допустить монополии автоперевозчиков на рынке для удержания цен на проезд, и о том, что многие города, ранее отказавшиеся от электротранспорта, теперь его восстанавливают.
Корреспондент «Черники» попросил Эмилию Слабунову подробнее рассказать об эпопее выделения денег из бюджета для покупки новых троллейбусов, чтобы жители и гости Петрозаводска с комфортом ездили на муниципальном общественном транспорте:
«После того, как коллеги, в основном из правящей, всем известной партии саботировали нашу поправку, мною был сделан запрос мэру города и в МУП «Городской транспорт». В полученных ответах говорилось о катастрофическом состоянии парка — 80% износ, и необходимости его обновления.
— 16 января 2020 г. состоялось заседание комиссии по транспорту ЗС, на котором присутствовали заместитель мэра Юлия Мизинкова, заместитель председателя Петросовета Александр Ханцевич. Минтранс Карелии в представленной справке оценил износ подвижного состава в 90%. Все заявили, что покупка троллейбусов нужна.
— 17 января 2020 г. я отправила обращение к главе Карелии Артуру Парфенчикову с просьбой инициировать внесение изменений в бюджет (так как по закону депутаты это сделать не могут) и выделить 125 миллионов рублей на данные цели.
— 5 февраля 2020 года глава Карелии внес в Заксобрание проект закона о внесении изменений в бюджет, в котором, конечно, ничего про городской транспорт не подразумевалось. Мы с Гусевым воспользовались возможностью внести еще раз поправку о выделении 125 миллионов рублей, источник средств еще оставался. Все прежние «пожелания» коллег депутатов были выполнены и оснований теперь не поддержать поправку не оставалось.
Что вы думаете?! Быстро организовали новое основание для отказа — Минтранс РК сообщил, что отправил заявку на покупку 20 троллейбусов в правительство РФ. Несмотря на аргументы, что отправленная заявка не является гарантией выделения денег, а даже если и случится такое чудо, то наши 125 миллионов рублей будут хорошим дополнением, так как троллейбусов надо много, депутаты от правящей партии опять заблокировали поправку. В итоге – в конкурсе были отобраны 12 агломераций, Петрозаводская в это число не вошла. Правительство Карелии не приложило должных усилий для победы заявки в год юбилея республики.
— 4 декабря 2020 года в очередной (третий) раз внесла поправку в проект бюджета Карелии на 2021 год – о выделении 130 млн руб. на покупку троллейбусов. Поправка заблокирована депутатами от ЕР под расплывчатое «нужны системные решения».
— 9 сентября 2021 года при внесении изменений в бюджет РК 2021 года внесена уже четвертая поправка о выделении 140 млн руб. на покупку троллейбусов. Она в очередной раз отклонена уже без каких-либо «объяснений».
Тогда, 9 сентября 2021 года, карельское правительство и депутаты, в основном от «Единой России», выступили против поправок Слабуновой, хотя на этом же заседании было принято решение о выделении дополнительных 100 миллионов рублей на содержание администрации Артура Парфенчикова.
Кроме того, сам глава Карелии обвинил Эмилию Слабунову в «политическом очередном пиаре»:
«Я предложил ещё несколько месяцев назад начать приобретение троллейбусов. Специалисты убедили, что вначале необходимо разработать комплексную схему организации транспортного обслуживания (новая оптимизированная маршрутная сеть, расчет объемов и параметров транспортной работы). Что сделано: проведены встречи с потенциальными подрядчиками, в том числе ФАУ РОСДОРНИИ (подвед Минтранса РФ), подготовлено тех. задание аукциона, включены в поправки в бюджет (на сентябрь) средства для АПГО в размере 27 млн на разработку схемы, размещение закупки планируется до конца сентября.
Петрозаводск достоин современного подхода в организации работы общественного транспорта. И надо понять, какой общественный транспорт, какие троллейбусы (они сейчас разные) оптимально нужны городу.
Мне интересно, а Эмилия Эдгардовна предварительно проработала вопрос с администрацией города Петрозаводска, выяснила, в какой стадии сейчас находится вопрос реформирования общественного транспорта, прежде чем заявлять о необходимости выделения для города денег, или это изначально такой политический очередной пиар?», — пишет комментарий в соцсетях глава республики.
Вероятно, Парфенчиков даже не догадывается, что за годы своего руководства республикой, он и его команда в разы увеличили количество приспособленцев, стоящих в очереди за преференциями в обмен на лояльность к властям Карелии. Именно эта масса играет сейчас ключевую роль в принятии важных для республики решений. А инициативы Слабуновой эти приспособленцы всегда заблокируют. Неугодная…
Предвыборное «волшебство» Парфенчикова
И вдруг буквально через несколько дней произошло волшебство. На своей странице в соцсети «ВКонтакте» «добрый друг, единомышленник и соратник» главы Карелии Парфенчикова – Владимир Любарский (с мая 2021 года был назначен сити-менеджером Петрозаводска) 16 сентября опубликовал пост, в котором рассказал, как по инициативе правительства Карелии, депутаты парламента Карелии одобрили выделение 300 миллионов рублей на покупку новых троллейбусов(!). Не дождавшись появления разрабатываемой концепции транспортной реформы…
«Но отдельно мне бы хотелось поблагодарить республиканское правительство и депутатов за выделение 300 миллионов рублей на закупку новых троллейбусов.
Сейчас специалисты решают, сколько троллейбусов мы сможем приобрести и будут ли в их числе машины с автономным ходом, что позволит нам пустить городской транспорт в районы, необорудованные контактной сетью.
Для меня самое важное то, что городской транспорт получает шанс на развитие, а значит, масштабная транспортная реформа, к которой мы приступаем, уже приносит первые плоды», — с восхищением пишет Любарский (или специально подготовленный человек). Про двухлетнюю работу депутата Слабуновой в этом направлении – ни слова.
С этого момента началась пиар-кампания Артура Парфенчикова в роли спасителя троллейбусного парка карельской столицы. Например, вот «добрые друзья, единомышленники и соратники» — Парфенчиков, недавно собиравшийся ликвидировать данный вид транспорта в столице, и Любарский — перерезали ленточку и прокатились под игру гармони в новом троллейбусе.
Впрочем, неудивительно, в сентябре 2022 года — выборы глав регионов. Главе республики, жаждущему остаться на второй срок, нужно формировать свой положительный имидж. Если, конечно, из-за последних событий в стране выборы вообще не отменят.
Мнение юриста
Все эти действия Артура Парфенчикова и его окружения напоминают воровство чужих идей и инициатив, а точнее – плагиат. В нашем случае законодательная инициатива и двухлетняя работа к принуждению правительства Карелии приобрести новые троллейбусы – депутата парламента республики Эмилии Слабуновой.
Могут ли понести ответственность за подобные манипуляции причастные к этой истории лица? «Черника» попросила ответить на этот вопрос директора юридической компании «ЮрфинэкС» Юрия Романченко:
«В обозначенной теме материала речь идет о возможном плагиате идеи, законодательной инициативы.
Данная проблема не нова и на законодательном уровне были некоторые попытки ее решения, в основном, правда, связанные не с политическим (законодательным) заимствованием, а с предпринимательской деятельностью, когда заимствования происходят бизнес-идей, что дает экономическую выгоду.
Действующее законодательство весьма четко регулирует, что является объектами авторских прав, за присвоение которых предусмотрена гражданская, уголовная, административная ответственность
В пункте 3 ст. 1259 ГК РФ указано, что объектами авторского права могут быть обнародованные и необнародованные произведения, выраженные в какой-либо объективной форме.
Однако привлечение к ответственности за плагиат в настоящее время невозможно при недобросовестном заимствовании идеи, зафиксированной в объективной форме.
Так согласно п. 2, 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26 апреля 2007 г. № 14 плагиат может состоять в «объявлении себя автором чужого произведения, выпуске чужого произведения (в полном объеме или частично) под своим именем, издании под своим именем произведения, созданного в соавторстве с другими лицами, без указания их имени».
При этом на присвоение авторства идеи, концепции средства уголовно-правовой защиты не распространяются. Верховный суд РФ последователен: если идея не признается объектом авторского права, то и ее заимствование и присвоение авторства не являются правонарушением.
Также необходимо отметить, что в соответствии с законом Российской Федерации объектами авторского права не являются: официальные документы (законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные тексты законодательного, административного и судебного характера), а также их официальные переводы; государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и иные государственные символы и знаки); произведения народного творчества; сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер (например, сообщения о новостях дня, расписания движения транспортных средств), в связи с чем воспроизведение, распространение или иное не влекут ответственности.
Таким образом, заимствование, по сути, плагиат, чужой идеи, с точки зрения морали и нравственности хоть и является недостойным поведением, но в соответствии с действующим законодательством ответственности не влечет».
Действительно, к чиновникам не придраться, вероятно, поэтому граждане часто слышат в ответ на свои жалобы: «У нас все по закону».
***
Подобные выходки со стороны команды Парфенчикова не редки. Например, в прошлом году, когда в республике во всю полыхали лесные пожары, чиновники решили присвоить себе заслугу сотен, а может, и тысяч простых жителей Карелии, вступивших в борьбу с огненной стихией. «Черника» рассказывала об этом в статье «Добровольцы». А что касается морали, нравственности и репутации, вероятно, карельским «царькам» такие понятия не знакомы.