Вы давно были в школе на уроках? А я вот побывал на днях у десятиклассников. Рассказывал им про бизнес или, как один из них выразился, «как реально поднять бабло».
Надо сказать, что они не доверяют взрослым. Причина, конечно, и в природе подростков, в их отрицании опыта предыдущих поколений, но не малая заслуга и системы образования, которая совсем не учитывает современные реалии жизни. Чего стоит закрытие доступа на многие интересные ресурсы со школьных компьютеров! Кому это вообще могло прийти в голову, учитывая, что у даже у пятиклассников сейчас в кармане гаджет с доступом в Интернет? А что в кармане у десятиклассника, можно только догадываться. И как дети могут относиться к взрослым, если они видят очевидные глупости с их стороны?
Если бы это была единственная проблема! Основная цель учебы сегодня — сдача ЕГЭ, чтобы дальше пройти в «вышку». Только на единственно правильный вопрос «Зачем иметь корочки, не имея при этом элементарных навыков?», система образования подросткам не отвечает. А они, представьте себе, спрашивают, и ответ «Так надо!» их не устраивает. А навыков у многих из них нет даже элементарных. Как найти в Интернете готовый ответ, они знают, но мне, как работодателю, нужны люди, которые знают, как этот ответ туда поместить. И нашей экономике нужны люди, которые могут работать в команде и делать проекты. А вот с этим реальные проблемы, потому что ЕГЭ — это не опыт и даже не мышление, это — натаскивание на готовые ответы.
Политика формирует и экономику, и взаимодействие между людьми, и вообще любое развитие общества. И если вы попадаете не в показушное, а вполне обычное учебное заведение, то можете наблюдать, что мы имеем на самом деле от существующей в стране политики и даже можете прогнозировать ближайшее будущее. Про что я? Да про то, что школа выглядит так же, как 30 лет назад, когда я в ней учился — та же краска на стенах и даже те же убогие двери с резными наличниками, сделанными на трудах. Но даже тогда такое убранство выглядело убого, чего вы хотите сегодня, чтобы в этих условиях формировались вкус и креативное мышление?
Следующая проблема — это, конечно же, приоритеты государства. Сколько получает учитель — видно по учителю. Кажется, что он не только не получает зарплату, он еще и доплачивает государству. При этом мы все хотим от него, чтобы он нормально научил наших детей, чтобы он правильно их воспитал, а тем временем система образования требует от него только отчетов. Работодатель, как вы понимаете, всегда побеждает. Образование и воспитание — вторичны, отчеты — первичны.
Вернемся к детям. Я не имею педагогического образования и не знаю, как вести уроки, но опыт и здравый смысл подсказывает мне, что человек хорошо будет делать только то, что ему интересно. 40 минут держать в тонусе полтора десятка подростков — непростая задача. Но я справился, и после звонка ребята продолжали задавать вопросы. Все-таки им интересно слушать не абстрактные истории, а то, как и какие знания можно применить в реальной жизни, в их личной жизни. Но мы упорно продолжаем в школах, а потом и вузах пичкать детей теорией. Не знаю насколько быстро можно поменять систему, но сегодня в домашних условиях родители могут дать ребенку немало опыта. Ручной труд, командные игры, общение с тем, кто добился успеха (не чиновники и не работники «Газпрома», естественно), дать возможность предпринимать, продавать результаты своего труда, любая работа пусть даже и бесплатная, в общем, что угодно, но только реальное дело. Это все очень сложно для вас? Ну, тогда, хотя бы прекратите возить взрослых детей на машине в школу, у них есть ноги и голова, они способны сами передвигаться