Как известно, любая власть только тогда становится эффективной, когда у нее все хорошо с системой миропонимания, или, другими словами, имеется четкая концепция развития региона на основании существующих ресурсов, а не беспочвенных фантазий и несбыточных мечтаний, чем грешили и грешат по сию пору руководители Карелии. Заступая на пост главы республики, каждый новый кремлевский назначенец последних лет – господа Нелидов, Худилайнен – в течение полугода, как положено по Конституции РК, заявляли о планах развития региона. Настала пора и Артуру Парфенчикову представить общественности документ под названием Концепция социально-экономического развития Карелии до 2022 года, который придется ему реализовывать уже не как назначенцу, а как избранному народом руководителю. Его предшественникам «повезло» – не досидев положенный срок в губернаторском кресле, они избежали ответственности за реализацию своих пятилетних планов. Не исполненных, к слову. Ведь главной целью каждой новой концепции является «повышение качества жизни на территории республики». Стоп! А, может, так и задумано где-то там наверху? Ну, не с кого спросить народу за отвратительное качество жизни, за 70-е место в списке регионов России

Неделю назад в «Точке кипения – Петрозаводск» состоялось публичное обсуждение проекта концепции социально-экономического развития Карелии на период до 2022 года. В «Чернике» об этом событии узнали случайно – от председателя КРОО «Заонежье» Валентины Сукотовой. За сутки до мероприятия она получила по электронной почте приглашение из министерства по вопросам национальной политики и по связям с общественностью РК и очень возмутилась.

– Мы, КРОО «Заонежье» и общественное движение «За Русский Север» очень удивились отношению к обсуждению концепции социально-экономического развития Республики Карелия, – пояснила Валентина Сукотова. – Получив письмо от министерства по вопросам национальной политики в 18 часов вечера накануне, а «широкое обсуждение» в «точке кипения» должно состояться уже на другой день. Почему такая важная информация доводится в последний момент? Нам очень был
важен этот разговор, мы тоже хотели бы обсуждать с правительством важные моменты жизни республики, районов, прежде всего, сельской местности: состояние транспортной доступности, лесопромышленного комплекса, положение в сельском хозяйстве, системе образования, здравоохранения, культуры. Да, обсуждение действительно получилось «широкое и публичное», главное – об этом почти никто не знал. С кем обсуждать? Между собой? Тут не будет ошибки: представители власти к работе друг друга претензий не имеют. Очень обидно за такое отношение к людям, к общественности.

Гнев гражданского активиста понятен. Валентина Сукотова представляет русскую глубинку Карелии – былинное Заонежье, где уже более 20 лет ведет проект, основанный на сохранении и возрождении национальных традиций. За это время на территории Заонежья загублены все совхозы за исключением «Толвуйского», на который республиканская власть не раз покушалась, желая продать рентабельное предприятие. Оптимизация учреждений образования привела к резкому недоверию населения к власти – два года назад в Великой Губе вспыхнул народный бунт, когда родители воспротивились ухудшению положения детей из-за сокращения школ. Дороги между поселениями, как и основная трасса, ведущая в Медвежьегорск, становятся опасными в распутицу. Бесконтрольно, по мнению населения, вырубается лес…

И такая картина не только в Медвежьегорском районе. Так почему же в погоне за «повышением качества жизни на территории республики» организаторы «широкого публичного обсуждения» концепции не позаботились о реальном ее разборе, в том числе – на уровне районов?

Ан нет, все нормально! Как сказано в размещенной на правительственном сайте информации, «публичное рассмотрение концепции с участием представителей органов власти, местного самоуправления, научного сообщества, общественных организаций и предпринимателей началось в среду в пространстве коллективной работы «Точка кипения». Проект документа представили его разработчики − специалисты Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации − старший научный сотрудник лаборатории инновационной экономики Степан Земцов и директор Центра стратегии регионального развития Владимир Комаров».

Директор Центра стратегии регионального развития Владимир Комаров. Фото: gov.karelia.ru
Директор Центра стратегии регионального развития Владимир Комаров. Фото: gov.karelia.ru

Открывая дискуссию, советник главы республики по экономическим вопросам Юрий Савельев заявил, что вместе с коллегами желает «получить серьезный срез по замечаниям и предложениям для того, чтобы была возможность в ближайшее время этот документ доработать и до конца февраля вынести его на утверждение правительства Карелии». Среди «точек роста» в концепции, однако, ничего нового не появилось, изменились только формулировки: это — создание научно-образовательного комплекса, благоприятной технологической и предпринимательской среды, экологически чистого пространства жизни, развитие транспортной инфраструктуры, туристического кластера, машиностроения, аквакультуры, биотехнологий… Ну, разве что новый термин «цифровая экономика», пока не привычный для большинства, вписан в концепцию ее авторами.

В проекте концепции указаны основные показатели социально-экономического развития, которые будут достигнуты к 2022 году. Региональный валовый продукт должен увеличится на 10 процентов, рост прямых иностранных инвестиций – аж на 25 процентов, объемов экспорта – на 15 процентов, доля высокотехнологичных и наукоемких видов деятельности поднимется до 20 процентов в 2030 году. К 2022 году на 30 процентов возрастет грузооборот водного транспорта и на 15 – пассажирооборот авиационного транспорта. А рост числа посетителей Республики Карелия (заметьте, уже не туристов) увеличится с 2,3 миллиона человек до 4…

Согласно концепции, планируется повышение качества питьевой воды (снижение доли проб питьевой воды, не соответствующих санитарно-гигиеническим нормативам с 30 до 15 процентов), но ничего не сказано, жителям каких именно населенных пунктов наконец-то посчастливится пить чистую воду, а кому по-прежнему давиться хлоркой. На сегодня очистные сооружения отсутствуют в Кеми, Беломорске, Медвежьегорске, Пудоже, Лоухи и Калевале, и это только крупные населенные пункты…

Авторы концепции признают, что в Карелии увеличивается миграционный отток населения, который «связан с низким уровнем жизни, слабой доступностью жилья и низкой комфортностью проживания, обусловленной не только климатическими факторами, но и низким качеством и доступностью жилищно-коммунальной и социальной инфраструктуры. Регион занимает 50-е место по числу лет, необходимых для приобретения жилья – 8 (в России в среднем – 5,1)». Но и эта цифра лукавая – большинство населения, не имеющего стабильных и достойных для жизни доходов, десятилетиями не может приобрести комфортное жилье.

«В целом, Республика Карелия в сравнении с другими регионами страны обладает средним человеческим потенциалом, при этом активно теряет человеческий капитал из-за невысокого уровня жизни, слабого развития инфраструктуры, экологических проблем», – смело признают авторы концепции.

Поэтому с умилением читаешь в концепции о предстоящем «увеличении доли жителей Карелии, удовлетворенных качеством образовательных услуг, до 63 процентов» – с учетом того, что оптимизация образования в самом разгаре, объединяются классы, школьникам не выдают учебники, закрываются кружки, сокращают воспитателей в садиках! И на этом фоне вдруг узнаешь, что «в рамках задачи по развитию общего и дополнительного образования детей предполагается реализация следующих мер: сформировать современную и эффективную систему доступного и качественного общего и дополнительного образования детей нового поколения; обеспечить качественный переход на федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, включая обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; обеспечить капитальный ремонт зданий образовательных организаций системы общего образования; расширить для детей в возрасте от 5 до 18 лет доступ к дополнительным общеобразовательным программам технической и естественнонаучной направленности».

Сказочное будущее ждет всех нас, если почитать концепцию! Однако кажется нам, что путь в социально-экономический тупик остановить уже невозможно. Хотя бы потому, что у власти напрочь отсутствует диалог с обществом: чиновники слышат только тех, кого хотят услышать и кого удобно слушать – остальной народ мрачно ропщет у себя на кухнях и на перемены не надеется.

Во время обсуждения проекта. Фото: gov.karelia.ru

Наверное, еще можно притормозить негативные тенденции в развитии Карелии, но для этого сама власть должна признать, что она работает неэффективно. Что слишком много в республике чиновников, которые ей давно не по карману и которые вполне могли бы пополнить отрасли реальной экономики и бизнес. Вот о чем давно назрела дискуссия в обществе, которое с удовольствием примет участие в аудите государственных органов власти с целью повышения их эффективности. В соцсетях на этот счет люди так и пишут: «Надо провести эксперимент: на три месяца отправить правительство Карелии в отпуск, за свой счет, оставив по паре человек в каждом министерстве, бумажки подписывать. Будет толка больше – часть долгов в центр вернут, за счет не выплаченной зарплаты». «Как можно подготовить программу развития дотационного региона до 2022 года без учета развития всего государства (у него-то нет программы )? Полный бред какой-то».

Но вернемся к проекту концепции, авторы которой все еще наивно ожидают «снижения темпов депопуляции, достижения положительного миграционного прироста». «К 2022 году регион подготовит нормативно-правовую и экономическую базу для перехода к модели долгосрочного устойчивого саморазвития, основанной на концентрации добавленной стоимости, повышении экологической устойчивости и реализации человеческого потенциала», – заявляется в документе. Ну, что же, поживем – увидим…