Полуразрушенный Гоголевский мост и до сих пор не расселенные «деревяшки» по соседству с самым проблемным путепроводом карельской столицы, пожалуй, ярче всего иллюстрируют реализацию Федеральной целевой программы развития республики до 2020 года. Ни обещанного финансирования из бюджета страны, ни каких-то более или менее выраженных усилий республиканских властей по воплощению всего того, что они умудрились включить в программу в надежде на федеральные миллиарды. По большому счету, все, что пока удается карельским чиновникам – это замуровывать в бетон памятные капсулы на месте будущих грандиозных строек.
Однако известия из Москвы не дают особых надежд на улучшение финансирования ФЦП, которую действующий глава Карелии Александр Худилайнен называл когда-то «историческим документом» и считал чуть ли не главным достижением своей команды за несколько лет губернаторства. В принятом накануне Государственной Думой во втором чтении проекте федерального бюджета на 2017 год на карельскую программу нашлось еще меньше средств, чем в 2016-м. Ни о каких трех миллиардах рублей, которые предполагалось ежегодно выделять республике в преддверии ее 100-летнего юбилея, речи больше не идет. В бюджете уходящего года на эти цели было заложено 200 миллионов, а в будущем году эта сумма составит чуть более 169 миллионов рублей.
Можно, конечно, задаться вопросом, почему республиканское руководство не лоббировало эту программу на федеральном уровне, но только ответить на него можно лишь другим вопросом: а кто ее, собственно говоря, будет лоббировать? Назначенный президентом губернатор, который в начале года получил от главы государства выговор за провал программы расселения аварийного жилья? Весь уходящий год ему пришлось спасать свою репутацию, зачастую переселяя людей из ветхих бараков в наспех слепленные дома, уже пораженные плесенью, где кое-где нет даже канализации. Да и кто будет в Москве всерьез прислушиваться к голосу карельских чиновников, которые даже конкурс на строительство Гоголевского моста смогли провести лишь под конец года, когда работы должны были уже идти полным ходом?
С другой стороны, такое отношение федерального центра к выполнению собственных обязательств по ФЦП развития Карелии свидетельствует о том, что улучшение социально-экономической ситуации в приграничной республике не входит в число приоритетов государственной политики. Карелия – не Чечня, не Крым и даже не Калининградская область. По программе развития Крыма и Севастополя до 2020 года присоединенный к России полуостров получит в следующем году почти 165 миллиардов (!) рублей, а Калининградская область по аналогичной ФЦП – 5,6 миллиарда, правда, около 4,2 миллиарда рублей из этой суммы пойдут на подготовку чемпионата мира по футболу 2018 года. Но даже на реализацию ФЦП развития Сахалина и Курильских островов в бюджете страны на 2017 год нашлось средств почти в пять раз больше, чем на карельскую программу.
Стоит ли тогда Карелии вообще уповать на ФЦП, если второй год подряд федеральные власти не могут обеспечить ей утвержденное ими же самими бюджетное финансирование? И зачем высокопоставленным чиновникам, входящим в Госкомиссию по подготовке к празднованию 100-летия образования республики, по нескольку раз в год прилетать из Москвы в Петрозаводск, если обещанных денег на юбилей все равно нет? Может, хоть что-то удастся сэкономить…