Директор регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами — ООО “Автоспецтранс” Иван Новиков заявил о готовности предприятия самостоятельно вывозить мусор там, где не справляются местные перевозчики. А это, по его словам, восемь районов Карелии. Уже в декабре регоператор станет единственным поставщиком услуги на юге республики.

За четыре года при мощной финансовой поддержке карельского правительства ООО “Автоспецтранс”  — предприятие-посредник между потребителями и перевозчиками ТКО — заработало достаточно денег, чтобы отжать “мусорный” бизнес у предпринимателей Приладожья. Одни перевозчики восприняли это спокойно, другие ничего хорошего не ждут.

Сортавала: охота на Чайкова

Новые контейнеры в городе Сортавала. Фото из группы ООО “Автоспецтранс” — https://vk.com/rotko10

“Мусорная оккупация” началась с самого несговорчивого приладожского района — Сортавальского. Много лет вывозкой ТКО там занималось ООО “Спецтранс” (руководитель  Андрей Чайков). По словам Чайкова, пять лет назад предприятие потратило около 70 млн руб. на строительство мусороперерабатывающего комплекса. В 2017 г. введена в эксплуатацию сортировочная линия. Правда, проработала она всего 8 месяцев.

Недостроенный мусороперерабатывающий комплекс в Сортавала. Фото: Алексей Владимиров

В 2018 г. “Спецтранс” готовился к конкурсу, чтобы стать оператором по обращению с ТКО в Приладожье и Суоярвском районе. Однако правительство подарило весь “мусорный” бизнес Карелии “Автоспецтрансу” — компании, у которой за душой табуретка, ручка и 10 тысяч уставного капитала. Андрей Чайков через суд пытался доказать неправомерность прихода на рынок “Автоспецтранса”. Безуспешно. Но вопросы у правоохранительных органов остались, отметил в разговоре с журналистом “Черники” Андрей Борисович.

Андрей Чайков. Фото: Алексей Владимиров

Отношения у сортавальского перевозчика и регоператора, мягко говоря, напряженные. Взять хотя бы объемы вывозки мусора, реальные и прописанные в договоре. По словам Андрея Чайкова, в договоре с “Автоспецтрансом” говорится о ежемесячном объеме отходов в размере 7224 кубометров, по факту же “Спецтранс” вывозил 17-20 тысяч кубов. Регоператор до сих пор не оплатил счета за сентябрь, октябрь, 8 дней ноября, заявил в разговоре с журналистом Андрей Чайков.

9 ноября директор “Автоспецтранса” Иван Новиков с гордостью сообщил о приходе предприятия в Сортавальский район. Он указал, что 17 из 18 сотрудников “Спецтранса” перешли на работу к регоператору.

У Андрея Чайкова совсем другие цифры. Он утверждает, что 18 человек трудились в “Спецтрансе” до появления регоператора. С его приходом численность сотрудников сократилась до 11 человек. Сейчас в “Автоспецтранс” ушли 8 из них. При этом главный бухгалтер и исполнительный директор предприятия нанесли предприятию значительный финансовый урон в размере около 2 млн руб. По этому поводу Андрей Чайков написал заявление в сортавальскую полицию. Проводится проверка.

Показать изменения к лучшему в связи с приходом регоператора в город Сортавала Ивану Новикову показалось мало. Он заявил о том, что Андрей Чайков лично препятствует работе “Автоспецтранса”: переворачивает новые контейнеры, поставленные взамен старых, проржавевших. За голову Чайкова объявлена награда в целых 5 000 руб. https://vk.com/wall-172344775_1068?w=wall-172344775_1068 “Я не судим, не привлекался. Я честный и порядочный человек, — спокойно прокомментировал Андрей Борисович. — Ни я, ни мои сотрудники, ни друзья не переворачивали контейнеры”.

Андрей Чайков уверен: “Автоспецтранс” вложит в Сортавальский район любые деньги, лишь бы показать, какой он (регоператор) хороший.

Лахденпохья: от мусора к пирожкам

Перевозкой ТКО в Лахденпохском районе пока еще занимается индивидуальный предприниматель Владимир Мельников. Мусор вывозят на полигон площадью 8,7 га в Сортавальском районе. Полигоном заведует МУП “Благоустройство и озеленение”.

“Работаем за идею”, — так бизнесмен Мельников охарактеризовал свою деятельность. Оно и понятно. По его словам, в договоре с “Автоспецтрансом” прописан объем вывозки в 3100 кубометров ТКО в месяц. А по факту предприятие транспортировало по 4000 — 5000 кубов. Подорожание топлива и увеличение прочих расходов при установлении размера оплаты услуги никак не учитывалось. По словам Владимира Мельникова, он уговаривал “Автоспецтранс” взять на себя обслуживание Лахденпохского района с начала этого года. Регоператор зайдет в район в первую неделю декабря. Для потребителей “будет только лучше”, считает Владимир Мельников. Вывозка станет регулярной.

В “Автоспецтрансе” предпринимателю, по словам Мельникова, предлагали работу, но он отказался. 10-12 сотрудников, которые были заняты на перевозке мусора, Владимир намерен занять чем-нибудь другим. “Просто переквалифицируемся. Пирожки, например, будем печь”, — весело пошутил предприниматель.

Питкяранта: “мелкие сошки”

“Мусорными” вопросами в Питкярантском районе занимается МУП “Управляющая компания “Питкяранта”. Ему же принадлежит и местный полигон площадью 10,5 га. Отходами занята примерно половина полигона, уточнил директор МУПа Андрей Балий.

По его словам, в договоре с регоператором прописан объем ТКО в размере 4000 кубометров в месяц. Но из-за строительного мусора вывозилось больше. В этом году нареканий к работе МУПа не было. Люди жаловались только на недостаток контейнеров.

Регоператор приступит к самостоятельной перевозке ТКО с 1 декабря. Андрей Балий принял предложение перейти туда на работу. “Если бы была финансовая поддержка, мы, может, и работали. А так мы мелкая сошка”, — заключил директор МУПа.

Олонец: “бардак будет еще тот”

Евгений Неборский. Фото: Елена Чогина

В Олонецком районе у “Автоспецтранса” заключен договор с ООО “ТБО-СЕРВИС” (директор Евгений Неборский). На субподряде у  “ТБО-СЕРВИСА” работают три организации: ООО “Домовед” в Ильинском поселении, ООО “Импульс” в Видлицком поселении и индивидуальный предприниматель, который обслуживает в Коткозерское и Коверское сельские поселения.

В районе два официальных полигона: один — площадью 2,7 га за д. Мегрегой (рядом с трассой “Кола” в сторону Ленобласти), принадлежит “ТБО-СЕРВИСУ”, второй — 2 га в крупном поселке Ильинский, принадлежит ООО “Домовед” (директор Татьяна Самарина). На полигон в Ильинском поступают отходы из Ильинского и Видлицкого сельских поселений, на полигон за Мегрегой — из Олонца и остальных пяти сельских поселений.

По имеющейся информации, регоператор намерен размещать отходы только на полигоне за Мегрегой. Это значит, Татьяне Самариной придется расторгнуть договор аренды земли, на которой расположен полигон в Ильинском. “Полигон закроется — все строительные отходы, старая мебель пойдут в леса, — предрекает Татьяна Михайловна, сомневаясь, что кто-то повезет отходы на официальную свалку в другом конце района. — Бардак будет еще тот, по крайней мере первое время”.

Сейчас в Олонецком районе работают 7 мусоровозов: 5 — у “ТБО-СЕРВИСА”, по одному — у ильинского “Домоведа” и видлицкого “Импульса”. По информации Евгения Неборского, “Автоспецтранс” отправит в район 3 новых мусоровоза и неизвестное количество самосвалов для крупногабаритного мусора. Общее количество техники, которые будут вывозить ТКО в районе, пока неизвестно. Ясно только одно: по словам директоров, “Домоведу” и “Импульсу” придется отказаться от мусоровозов, взятых в аренду у сельских администраций. Получается, 200 тысяч рублей, вложенных “Домоведом” в капремонт спецтранспорта этим летом, были потрачены зря.

По словам Евгения Неборского, всего в районе действует 248 контейнерных площадок: 77 — в Олонецком городском поселении, 171 — в Ильинском и Видлицком поселениях. На территории остальных 6 сельских поселений организован мешковой сбор мусора. Регоператор не намерен собирать мусор в мешках, планирует установить около 500 новых контейнеров. В то же время, по словам Татьяны Самариной, в том же Ильинском на некоторых улицах нет физической возможности установить контейнеры.

Закрытие полигона в Ильинском, отказ перевозчиков от мусоровозов приведет к сокращению рабочих мест в Ильинском и Видлице. Без работы в этих населенных пунктах могут остаться до 10 человек.

Евгений Неборский принял предложение регоператора об устройстве на работу. Говорить о том, сколько еще сотрудников “ТБО-Сервиса” трудоустроит “Автоспецтранс” и как будет юридически оформлено дальнейшее размещение отходов на полигоне за Мегрегой, он посчитал преждевременным.

К организации работы “Автоспецтранса” очень много вопросов. Многое непонятно. Поэтому администрация Олонецкого района пригласила Ивана Новикова на рабочее совещание.

Иван Новиков: развлекайтесь как хотите

Иван Новиков. Автопортрет

Разбираясь в какой-либо истории, логично предоставить слово всем ее участникам. Весь день 25 ноября журналист “Черники” пытался дозвониться до директора “Автоспецтранса” Ивана Новикова, но трубку он не брал. Поздно вечером Иван Александрович перезвонил сам. Разговор выдался короткий. Иван Новиков не изъявил желания общаться не только потому, что находился в Москве. По его словам, у него как-то не сложились отношения с журналистами. И дело, он сказал, не в нем. Потом он разрешил журналисту “развлекаться” в тексте, как автор того пожелает, и предложил прислать официальный запрос.

***

Нет ничего удивительного в том, что регоператор берет на себя определенный объем вывоза мусора в Карелии. Это позволяет закон и порядок. Понятно даже, почему “Автоспецтранс” пришел именно в Приладожье. Дороги здесь в более или менее приемлемом состоянии, возможно, даже лучше, чем на севере. Только в федеральные трассы сколько денег вбухивает карельское правительство! Плечо вывоза отходов тоже не такое уж большое.

Юг Карелии пользуется большой популярностью у туристов. Их поток растет с каждым годом. Турбаз и гостевых домов становится всё больше. Значит, увеличивается клиентская база. Приход регоператора в Приладожье Владимир Мельников из Лахденпохьи сравнил с тем, как в Карелию заходили большие сетевые магазины, вынуждая закрываться маленькие местные.

Недоумение вызывают лишь методы “Автоспецтранса”. Взять хотя бы публичные оскорбления Андрея Чайкова. В то же время некоторые перевозчики считают, что если бы повысили объемы вывозки и тариф, оказали бы финансовую помощь при покупке новых контейнеров, они бы и дальше работали. Не пришлось бы сокращать штат. В бюджет продолжали бы поступать налоги, пусть небольшие суммы, но всё же лучше, чем ничего.

Рядовым же потребителям по большому счету все равно, кто будет вывозить их мусор. Лишь бы делалось это регулярно и качественно.

“Автоспецтранс” пришел в четыре района Приладожья (Лахденпохский, Сортавальский, Питкярантский, Олонецкий). Какие районы войдут в следующую четверку?