Когда в депрессивном регионе экономические показатели еще сильнее ухудшаются или стоят на месте (а это – считай одно и то же), наиболее разумным кажется подход, при котором малый и средний бизнес получают льготы и преференции. Старт-апам можно облегчить жизнь льготными кредитами и снижением налогового бремени на первое время, объем этих льгот может быть увеличен исходя из количества созданных бизнесом рабочих мест, в особенности – в малых городах и районных центрах, в деревнях, тем более, если этот бизнес займется производством и переработкой.
Это очевидная вещь – но, тем не менее, ничего подобного не происходит. В чем же дело? Может быть, режим «закручивания гаек» еще не до конца исчерпал себя? Непохоже. Новые предприятия появляются редко, и как правило ненадолго. Долги Карелии не позволяют не то, что кредитовать, а и просто дать бизнесу вздохнуть и некоторое время расслабить плечи, на которые давит налоговый пресс. Насколько широки реальные возможности руководства республики – от первого лица до среднего чиновничества –повлиять на экономические процессы в Карелии, есть ли в поведении карельских властей некий стереотип и с чем связано появление такого стереотипа?
Ситуацию комментирует первый вице-президент Центра политических технологий, главный редактор сайта politcom.ru Алексей Макаркин.
«Никакого режима преференций для малого или среднего бизнеса в депрессивных регионах и в частности в Карелии не будет. Дело в том, что как только в Минфине слышат слово «преференции», его воспринимать чуть ли не со знаком равенства со словом «коррупция». Такие примеры уже были. Можно смело сказать, режима льгот не будет, ни о чем подобном в Москве не слышно – что и неудивительно при таком подходе.
Что же делает центр и как он латает дыры? Центр перераспределяет деньги из регионов-доноров в другие, бедные регионы и это вызывает между центром и донорами напряжение, порой обостряющееся. Рустам Минниханов, президент Татарстана, как известно, открыто поднял эту проблему и пожаловался на практику изъятия средств на Гайдаровском форуме, где заявил, что процент отбора заработанных его республикой средств усилился. Центр на это выступление никак не отреагировал, а у Минниханова вскоре возникли проблемы в банковской системе его республики, так что ему сейчас уже и вовсе не до критики.
Центр всегда выполнял такую функцию, перераспределение средств – и бедные, депрессивные регионы вместо попыток развития собственной экономики борются не за свои экономические показатели, а за внимание центра и возможность выпросить больше. Но ввиду ограниченности средств у страны в целом выпросить значительно других больше вряд ли кому-то удастся.
Даст ли результаты закручивание гаек? Только отрицательные. Пример Карелии очень показателен: практический разгром местного отделения «Яблока», напряженное внимание общественности к новому губернатору – все это требует диалога. Диалог действительно необходим, и откладывать его нельзя. Но рамки этого диалога будут устанавливать все-таки из центра».
Увы, права русская пословица – один с сошкой, а семеро с ложкой, особенно если «сошку» заменить на нефть и другие минеральные ресурсы. Но в таком случае не нужно ни возлагать надежд, ни считать во всем виноватым нового главу республики, который будет избран в сентябре. Согласно сложившейся концепции в экономической сфере новый глава только будет ходить в Центр с ложкой. В политической – бить этой ложкой по лбу строптивых и не согласных. Впрочем, концепции на то и концепции, чтобы иногда меняться.