Часто работа отечественных законодателей критикуется за то, что законы, которые депутаты обсуждают и принимают, не имеют ничего общего с повседневными заботами и потребностями граждан. А те изменения, которые могут реально облегчить жизнь населения, годами ожидают рассмотрения. В таком же «долгом ящике» карельского парламента находится и принятый 25.07.1995 г. Закон Республики Карелия № 69-ЗРК «Об установлении звания «Ветеран труда Республики Карелия» и порядке его присвоения».

С 1995 года те пенсионеры, которые отметились особыми успехами в трудовой биографии и получили звание «Ветеран труда», имели право на бесплатное зубопротезирование, бесплатный проезд в городском и пригородном транспорте, а также 50-процентные скидки на проезд в пригородном железнодорожном и водном транспорте, оплату жилья и коммунальных услуг, телефонной связи и телевизионной антенны. В целом — неплохая прибавка к пенсии, но в 2005 году на фоне очередного экономического кризиса Алексей Кудрин сотоварищи не могли не сэкономить и действовали как всегда по принципу «отбери у слабого». Хотя ни один состав региональных органов законодательной власти не решился отменить льготы целиком, но где-то, в том числе и в Карелии, часть перевели в денежные выплаты, что именуется на канцелярском бездушном языке «монетизация льгот».

Отжимание льгот у заслуженных пенсионеров было цинично проведено «по многочисленным просьбам трудящихся». Дескать, проживающие в сельской бездорожной и деревенской бестелефонной глубинке ветераны труда не имеют городского транспорта и телефонной связи и соответственно недополучают положенные им натуральные льготы, поэтому было предложено заменить виртуальные права небольшими, но реальными деньгами. Плюс попутно отобрать льготы у тех, кто фактически ими может пользоваться.

Парламент Карелии. Фото: Валерий Поташов

Дальше — дело техники. Хотя, судя по итоговой сумме компенсации, без ловкости рук тоже не обошлось. То ли ветеранов труда делили на троллейбусы, то ли дрова для печей умножали на телефоны. А может быть, отнимали телеантенны от пригородных электричек. В итоге в Карелии 50-процентную скидку по ЖКХ оставили по факту, исходя из цифры в квитанции, но с оговоркой «в пределах социальной нормы площади жилья и норматива потребления коммунальных услуг». Это новое уточнение на фоне низких нормативов на 1 человека заметно сократило размер льготы в рублях.

Зубопротезирование также оставили в натуральном виде, а сумма компенсаций за проезд на общественном и пригородном транспорте и домашний телефон с июля 2008 года составляет 700 рублей в месяц. Скоро юбилей! Ни ежегодная инфляция, ни изменения стоимости проезда в пригородном и городском транспорте никак не влияли на размер компенсации. Такой стабильности Эльвира Набиуллина обзавидуется.

В Карелии про льготы ветеранов труда вспоминают только под выборы в Законодательное Собрание республики. Одни кандидаты изображают из себя выдающихся государственников, сокрушаются о скудности республиканской казны и предлагают полностью отменить льготы. Другие для противовеса проникаются заботой о заслуженных тружениках и клянутся посвятить себя неустанной борьбе за интересы человека труда. Актуальная тема позволяет привлечь к себе дополнительное внимание. Зато сразу после выборов обновленный депутатский корпус договаривается оставить все по-старому и задвигает вопрос об индексациях в долгий ящик. Хотя доводы про отсутствие средств в республиканском бюджете на увеличение компенсации ветеранам труда вообще не объясняют бездействие депутатов по этому вопросу. Ведь решения об увеличении налогов, тарифов на транспорт и коммунальные услуги депутаты принимают регулярно и совсем без учета финансовых возможностей граждан.

В конце 2017 года депутаты Петрозаводского городского совета предоставили шанс коллегам из Законодательного Собрания Карелии мотивированно увеличить ежемесячное пособие ветеранам труда. Дело в том, что с первого января 2018 года стоимость проезда в петрозаводском муниципальном транспорте увеличена до 25 рублей за одну поездку, а месячный проездной стоит ровно 2000. Если в июле 2008 году проезд в троллейбусе стоил 12 рублей, то теперь есть все основания ожидать двукратного повышения компенсации за отмену 50-процентной скидки на проезд! А на сколько за 10 лет подорожал проезд в пригородном транспорте? Путешествие на пригородном поезде до Медвежьегорска обойдется почти в 400 рублей. Тут можно задуматься и о 4-кратном повышении компенсации! Но депутаты карельского парламента как будто этого не замечают…