Накануне «Черника» уже рассказывала о сокращении министерских зарплат и «экономических субботниках» в правительстве Финляндии. На эти меры экономии, позволяющие сберечь для бюджета несколько миллионов евро, власти соседней страны пошли из-за ухудшающейся социально-экономической обстановки. Ситуацию в Карелии не приходится даже сравнивать с вполне благополучной европейской страной, но республиканские власти не спешат урезать численность чиновников и их немалое жалованье.

Более того, в руководстве Карелии фактически игнорируют обращения общественности с требованиями оптимизировать республиканские органы государственной власти. Как сообщили «Чернике» в региональной общественной организации защиты прав граждан «Согласие», эта организация еще в начале лета отправила такое обращение главе республики Александру Худилайнену, но прошло уже четыре месяца, а ответа от губернатора до сих пор нет.

Вот, в частности, что говорилось в этом обращении:

«Мы считаем, что для небольшого субъекта Российской Федерации, каким является Республика Карелия с населением около 600 тысяч человек, органы исполнительной власти неоправданно раздуты. В настоящее время функционируют более 20 министерств и госкомитетов различной направленности, чьи функции нередко дублируются. В качестве примера можно привести министерство культуры и министерство по вопросам национальной политики, связям с общественными, религиозными объединениями и средствами массовой информации – несколько лет назад с большей частью поделенного между двумя структурами функционала справлялось министерство культуры. Как показывает статистика, сегодня в Карелии более 1,5 тысячи республиканских чиновников, чья средняя зарплата равна 47 тысячам рублей (в год чиновники обходятся бюджету около 1 миллиарда рублей, не считая материального обеспечения их деятельности – содержания зданий, автопарка, командировочных и многого другого). Содержать такой большой отряд чиновников в кризисное время крайне неразумно. Более того – нежелательно создавать новые структуры, такие как начавший работу 6 марта 2015 года государственный контрольный комитет со штатом в 35 человек и тремя заместителями руководителя.

Следует заметить, что контрольные функции на территории Республики Карелия выполняют три десятка ведомств федерального и регионального подчинения, начиная с прокуратуры, МВД, ФСБ и заканчивая всевозможными узковедомственными надзорными органами. Кроме того, надзорную функцию осуществляет федеральный инспектор по Республике Карелия аппарата полномочного представителя президента РФ по Северо-Западному федеральному округу со штатом сотрудников, а также более 80 комиссий, рабочих группы, советов, которые созданы как лично при вас, так и при ваших заместителях. В республике действует Контрольно-счетная палата РК. Общественный контроль предан в соответствии с законом Общественной палате. Выходит, все эти структуры не справляются со своими задачами, если создается контрольный комитет?

Контрольных органов в Карелии хватает и без контрольного комитета. Фото: mustoi.ru
Контрольных органов в Карелии хватает и без контрольного комитета. Фото: mustoi.ru

Хочется знать, что будет контролировать новая структура, поскольку на сегодня у республики практически не осталось государственной собственности, многие функции переданы на уровень местного самоуправления. Население Карелии не услышало от вас аргументированного обоснования того, зачем нам нужна новая контрольная структура, ясно одно – она тяжким бременем легла на нищий бюджет Карелии.

Примером неоправданно громоздкой, и, следовательно, затратной структуры, может служить министерство сельского хозяйства РК в штате которого сегодня числится около 100 человек, тогда как в ведении ведомства практически не осталось госсобственности.

Двадцать лет назад, когда в республике эффективно работали десятки совхозов, в том числе звероводческих, птицефабрик, рыболовецких колхозов (все они имели широкую социальную сферу), штат Минсельхоза был значительно скромнее».

По мнению общественников, в республиканском правительстве «отсутствует логика между функциональными обязанностями чиновников, которые четко не определены, и стоящими перед республиканской властью задачами по повышению качества жизни населения, заботе о человеческом капитале». В качестве примера этому авторы обращения привели издание министерством образования Карелии приказа № 302 от 27.02.2015 года о реорганизации образовательных учреждений, который, как считают в «Согласии», свидетельствует о бездействии чиновников ведомства: они не удосужились провести необходимые экспертизы с учетом мнения населения, просчитать риски готовящейся реорганизации, предложить законные пути решения вопроса. В итоге перед началом нового учебного года в Заонежье вспыхнул настоящий «родительский бунт» против оптимизации сельских школ.