Первого апреля Арбитражный суд Карелии оставил без удовлетворения исковое заявление республиканского комитета по транспорту, который пытался оспорить решение Карельского управления Федеральной антимонопольной службы, выявившего нарушения закона о защите конкуренции при проведении конкурса на право осуществления пригородных и межмуниципальных автобусных перевозок. У карельских автоперевозчиков появился реальный шанс добиться отмены конкурса, который выдавил их с местного рынка, а пассажиров лишил надежного автобусного сообщения. Однако сотрудники Управления государственного автодорожного надзора (УГАДН) фактически начали в Петрозаводске «зачистку» тех перевозчиков, которые не захотели играть по правилам, установленным республиканскими властями. Чем грозит пассажирам Карелии такая административная опека определенных предпринимателей, выясняла «Черника».
Хроника «зачисток»
«Мой автобус арестовали в середине марта за нарушение правил перевозки по заказу, – рассказал корреспонденту «Черники» предприниматель Антон Белкин, – В моем автобусе оказался «подсадной», которому нужно было выявить, что деньги принимает мой водитель, однако в автобусе находился представитель заказчика, она и принимала деньги. Однако «подсадной» дал нужные для УГАДН показания, что оплату принимали мои водители. Это послужило основанием ареста и эвакуации автобуса. Мотивацией было то, что якобы невозможно составить протокол на месте и для обеспечения правильного рассмотрения дела необходимо отправить автобус на штрафстоянку. Юристы, которые мне помогают, разъяснили, что за это правонарушение, хотя его не было, эвакуация автобуса вообще не предусмотрена. Сейчас автобус находится на штрафстоянке в Шуе, УГАДН ничем не обосновывает такой долгий арест транспортного средства. Когда автобус арестовывали, водителю никаких бумаг вообще не дали. Когда я стал звонить в дорожный надзор и стал узнавать о судьбе моего автобуса, заместитель главного государственного инспектора Госавтодорнадзора Карелии Денис Краснопевцев с издевкой посоветовал мне обратиться в ГИБДД и подать заявление об угоне. Сейчас я, естественно, терплю убытки, страдают пассажиры. По моему мнению нас просто-напросто «прессуют» в пользу победителей этого скандального конкурса».
После этого сотрудники УГАДН решили нанести удар по строптивому предпринимателю из Кондопоги Евгению Данилкину, который первым осмелился пойти наперекор республиканскому комитету по транспорту, снизил расценки за проезд и стал самостоятельно осуществлять автобусные перевозки, высаживая пассажиров у железнодорожного вокзала Петрозаводска. Его примеру последовали и другие карельские предприниматели.
В День смеха, 1 апреля, как уже рассказывала «Черника», на автобус Данилкина также был наложен арест. Наш корреспондент оказался на месте событий и пытался выяснить, какие претензии возникли у сотрудников УГАДН и ГИБДД к предпринимателю. Те пояснили, что у них имеются претензии к техническому состоянию автобуса, но в конечном итоге протокол был составлен за «отсутствие договора с Госкомитетом по транспорту РК о расписании движения автобусов». На этом основании сотрудники дорожного надзора назвали кондопожского перевозчика «нелегалом». Хотя у предприятия, осуществляющего, помимо рейсов на Петрозаводск, убыточные перевозки в городе и районе, есть все разрешительные документы на организацию пассажирских автоперевозок. Все говорило о том, что в УГАДН протокол составляли, что называется, «на коленке», лишь бы арестовать автобус. Утром 5 апреля был арестован еще один автобус этого предпринимателя по тем же основаниям. ИП Данилкин предупредил районную администрацию: «Если аресты автобусов продолжатся, перевозки по району он будет вынужден прекратить». На следующий день, 6 апреля, все рейсы на Петрозаводк и в районе были отменены.
Это вызвало справедливое возмущение, особенно у сельских жителей района, которые оказались отрезаны от райцентра и Петрозаводска: «Вторую Кондопогу захотели?» – можно было прочитать в социальных сетях.
Правда, уже 8 апреля рейсы были возобновлены. Кондопожский предприниматель нашел решение, позволившее сохранить рейсы и в Петрозаводск, и по району – его автобусы стали «заказными» и начали работать по заказу другого предпринимателя. Изменилась лишь юридическая сторона вопроса: теперь автобусы Данилкина ходят не по расписанию, как раньше, а по заказу. Правда, эта схема так же вызывает возмущение у жителей Кондопожского района, поскольку водитель не имеет права останавливаться по пути следования и брать пассажиров, например, в поселке Янишполе. «8 апреля 2016. Сегодня автобус Данилкина в 16.45 промчал мимо остановки в Янишполе, никого не взял. Это нормально? Зачем заказными стали? Почему просто нельзя оставить, так как есть? Что расписания не будет? А как без расписания ездить?», – пишут жители Кондопожского района в социальных сетях. Но, похоже, карельских чиновников проблемы местного населения мало интересуют, вероятно, у них другие цели и задачи.
Между тем на демарш кондопожского предпринимателя, как уже писала «Черника», отреагировал председатель Госкомитета Карелии по транспорту Виктор Дроздов. Он выразил готовность оказать помощь в возобновлении пассажироперевозок, заметив, что в республике хватает других перевозчиков – победителей конкурса, у которых все в порядке и с документами и с транспортом.
«Порядок» у победителей конкурса
В распоряжении «Черники» имеется письмо в Комиссию Законодательного собрания Карелии по вопросам развития транспорта от автоперевозчиков из города Лахденпохья. В своем письме предприниматели бьют тревогу:
«Перевозчик ООО «Транском» – победитель конкурса, проведенного 30.06.2015 г., по лоту №3 (направление: Сортавальское) – систематически не выполняет условия договора на право осуществления пассажирских перевозок, заключенного 13 июля 2015 г. Госкомитетом РК по транспорту с ООО «Транском». А именно: в 2016 году отменены рейсы по маршруту № 534 Петрозаводск-Лахденпохья-Петрозаводск 14, 24, 31 января, 1, 2 февраля, – пишет директор Лахденпохского ООО «АТП» Марьин. – Аналогичная обстановка и в других районах республики: Суоярви, Сегеже, Пудоже, Беломорске, Костомукше, где победителем конкурса по лоту №1 (направление Северное) и по лоту № 2 (направление Суоярвское) по лоту № 4 (направление Восточное) стали перевозчики ООО «АТК», ООО «Инлайн», ГУП РК «Карелавтотранс», которые так же не выполняют обязательств и условий договоров на право осуществления пассажирских перевозок от 13 июля 2015г. В результате проведения мониторинга выполнения рейсов по лотам за январь-февраль 2016г: по лоту №1 (Северное направление) победитель ООО «АТК» в январе не выполнено 21,1% , в феврале – 20,4 % рейса; по лоту № 2 (Суоярвское направление) ООО «Инлайн» в январе не выполнено 21% , в феврале – 30% рейсов; по лоту № 3 (Сортавальское направление) ООО «Транском» в январе не выполнено 25%, в феврале – 24 % рейсов; по лоту № 4 (Восточное направление) ГУП «Карелавтотранс» – в январе 22,6%, в феврале – 23 % рейсов. За период с июля 2015 года по февраль 2016 года полностью разрушена транспортная система междугородних перевозок из районов республики в г. Петрозаводск. ГУП РК «Карелавтотранс» и автовокзал на грани банкротства».
Действительно, если внимательно изучить сводную таблицу выполнения рейсов по лотам победителями конкурса ООО «АТК», ООО «Инлайн», ООО «Транском», ГУП РК «Карелавтотранс» за период январь-февраль 2016 года, можно увидеть, что многие рейсы либо не выполняются, либо выполняются не в полном объеме. Ушлым победителям конкурса интересны лишь прибыльные рейсы. Однако никто не наказан. Вопрос: кому это выгодно?
На этот вопрос «Чернике» ответила руководитель исполкома Общероссийского народного фронта в Карелии Анна Лопаткина:
«Явно не жителям республики. К нам в региональное отделение регулярно приходят сигналы, что ряд поселков не имеют транспортного сообщения с районными центрами. Так, чтобы получить необходимые медицинские услуги, люди тратят по 2-6 тысяч рублей, нанимая частников. Но вместо того, чтобы решать важные для жителей социальные вопросы, чиновники Госкомитета по транспорту, напротив, создают ситуации, когда ранее надежное автобусное сообщение все время лихорадит: ограничивается конкуренция хозяйствующих субъектов, местные предприниматели остаются без работы, под угрозой может оказаться сообщение с дачными кооперативами, так как прибыльными такие маршруты тоже не назовешь. Считаю, что власти республики должны более ответственно относиться к формированию закупок, касающихся пассажирский автобусных перевозок. Проблемы, возникшие с транспортным сообщением в Карелии, нужно решать сегодня. Потом будет поздно».
***
Благодаря прибыльным рейсам в карельскую столицу, перевозчики поддерживали убыточные маршруты в районах республики. Но местных предпринимателей просто выкинули с регионального рынка автоперевозок, и десятки семей работников небольших автопредприятий в условиях кризиса остались без средств к существованию. Не меньше пострадали и жители карельской глубинки. Теперь им приходится добираться до райцентра или Петрозаводска, как говорится, на перекладных. Люди не могут попасть в больницы и другие социальные учреждения, которых нет на селе. Однако чиновникам из Госкомитета по транспорту Карелии и УГАДН, похоже, на это наплевать, они передвигаются на служебных автомобилях, приобретенных за наши налоговые отчисления. Плевать, по-видимому, на проблемы людей и главе республики Худилайнену, который палец о палец не ударил, что бы уладить конфликт, когда этот конфликт только начинался…