Экспертные обсуждения о причинах и последствиях «загадочного исчезновения» строки о финансировании Федеральной целевой программы развития Карелии из проекта российского общенационального бюджета-2016 претерпевают новые дискурсивные повороты. На текущий момент времени очевидно, что «никто ничего не забывал». Многостраничный документ законопроекта был доставлен из российского правительства в российский парламент уже с неприятным для республиканских властей изъятием. Принципиальное решение принималось в тиши высоких правительственных кабинетов, и было одобрено премьер-министром.
Тогда возникают следующие естественные вопросы. Читал ли проект бюджета – хотя бы раздел по федеральным целевым программам – исполняющий обязанности министра финансов Карелии Алексей Максимов? Читал ли проект бюджета заместитель главы республики и министр экономического развития Валентин Чмиль? Если не читали, то почему заявления об их увольнении по собственному ли желанию или по соглашению сторон до сих пор не написаны и не рассмотрены? Если же высокопоставленные члены правительства с проектом российского бюджета все-таки ознакомились, то что конкретно, по алгоритму «первое-второе-третье-четвертое», ими было сделано? Направили телеграмму госдумовскому «депутату от Карелии» Валентине Пивненко? Задействовали лоббистский потенциал заместителя главы республики – постоянного представителя Республики Карелия при президенте Российской Федерации Михаила Соколова? Устремились в федеральные средства массовой информации, призывая обратить внимание на фактически кризисную ситуацию?
Или же никто ничего не делал, надеясь на авось? На тот самый удивительный индикатор мотивации пустить все на самотек в извечной надежде, что «пронесет» или «выплывем» и, по воле слепого случая либо благодаря вмешательству неведомых правительственных или партийных сил, всякая беда обойдет за сто гатчинских верст?
Почему первым медийным сигналом, сообщившим о возникших проблемах, стало выступление … министра внутренних дел России Владимира Колокольцева на шестом заседании Государственной комиссии по подготовке к 100-летию образования Республики Карелия, которое состоялось 18 ноября в Петрозаводске под председательством Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации Николая Патрушева?
«Проектом закона о бюджете на 2016 год ассигнования на реконструкцию пограничной железнодорожной станции «Вяртсиля» не предусмотрены, — заявил Колокольцев членам Госкомиссии. — В этой связи Росжелдор не планирует проведение реконструкции станции без получения денежных средств. В сложившейся ситуации это также ставит под угрозу срыва мероприятия Росграницы по техническому перевооружению железнодорожного пункта пропуска «Вяртсиля».
Важно понимать, каким масштабом финансовых ресурсов оперирует Федеральная целевая программа. Предполагалось, что объем госбюджетного финансирования на 2016 год составит 3 миллиарда рублей. Конечно, большая сумма. Но все, однако, познается в сравнении. В те июньские дни, когда республиканские средства массовой информации сообщали об утверждении правительством России ФЦП по развитию Карелии, специалисты обратили внимание на информацию: «Предельная стоимость строительства Керченского моста, который должен связать Крым и остальную территорию России, снижена на 19 миллиардов рублей – до 228 миллиардов». Как говорится, почувствуйте разницу.
Вероятным сценарием развития событий является следующее. Поправка о возвращении финансирования региональной ФЦП во втором чтении законопроекта не проходит. Российское правительство, даже не разводя руками и не смущаясь, предлагает: война войной, но столетие республики все равно будем праздновать. Программу начинайте за счет своих республиканских ресурсов и средств, обещанных десятками частных инвесторов, указанных в ФЦП. Если сложится, то в 2017 году получите денег сразу за два года. Но бюджет уже сейчас выглядит очень напряженным. Если опасаетесь лишних вопросов от населения, особенно когда к большинству постепенно приходит осознание того непростого положения, в котором очутились, то готовьтесь сменить место работы.