В декабре прошлого года в петрозаводском лицее № 1, после того, как дети стали жаловаться на аллергию, жжение и сухость кожи, разразился скандал. Никаких официальных разъяснений по поводу ЧП ни в учебном заведении, ни в Минздраве Карелии не давали. Детям был поставлен диагноз – аллергическая реакция на средство для травли насекомых. Позже выяснилось, что инцидент произошел после работ по дезинсекции, которые проводились компанией «КарелДезСервис». Хорошо, что все обошлось без человеческих жертв. «Черника» внимательно изучила деятельность ООО «КарелДезСервис», провела собственное расследование, выяснила много любопытного и пришла к неутешительному выводу: каждый из нас может быть отравлен недобросовестными предпринимателями при попустительстве надзорных органов.

Криминальный талант

Недавно Петрозаводский городской суд вынес приговор экс-руководителю ООО «КарелДезСервис» Олегу Овечкину. Предприниматель обвинялся в шести покушениях на мошенничество, а также «в транспортировке, хранении или ином обращении бактериологических отходов с нарушением установленных правил, если эти деяния создали угрозу причинения существенного вреда здоровью человека и окружающей среде».

Олег Овечкин в здании Петрозаводского городского суда после приговора. Фото: Алексей Владимиров

Являясь единственным учредителем и руководителем ООО «КарелДезСервис», в 2017 году Олег Овечкин по максимально заниженным ценам выиграл конкурс на заключение госконтрактов «по вывозу, транспортировке, аппаратному обеззараживанию, обезвреживанию, передаче на утилизацию, захоронению медицинских отходов класса «Б» (эпидемиологически опасных)».

Однако исполнять контракты законно Овечкин не собирался. Он банально развозил смертельно опасные медотходы по карельской столице и выбрасывал в мусорные контейнеры для сбора ТБО. Во время одной из таких манипуляций, в декабре 2017 года предприниматель был задержан с поличным возле мусорного контейнера на ул. Ригачина, куда он выбросил пакеты с медицинскими отходами. Овечкин был арестован на два месяца, но 22 января апелляционная инстанция Верховного суда РК отменила это решение, и Овечкин был освобожден из-под стражи. В течение двух лет, пока шло следствие и судебный процесс, он находился под подпиской о невыезде.

Гособвинитель Елена Старовойтова требовала для Овечкина  пять лет колонии общего режима и штраф в 100 тысяч рублей. Тем не менее судья Петрозаводского городского суда Дмитрий Хромых приговорил Овечкина к 2 годам 6 месяцам лишения свободы условно, с испытательным сроком 4 года.

А дипломчик-то фальшивый

Как удалось выяснить корреспонденту «Черники», Овечкин занимается не только утилизацией опасных для здоровья и жизни медотходов, но и является одним из основных игроков на рынке дезинфекции, дезинсекции и дератизации закрытых помещений и открытых пространств, а проще говоря, травит клопов, тараканов, крыс и прочих гадов. Все эти работы относятся к организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. Здесь Олег Сергеевич проявляет свой незаурядный талант, вводя в заблуждение специалистов надзорных ведомств разных уровней.

Олег Овечкин. Фото: Алексей Владимиров

Для осуществления этой деятельности требуется лицензия на осуществление медицинской деятельности по работе (услуге) — «дезинфектология». Получив от Роспотребнадзора Карелии положительное санитарно-эпидемиологическое заключение на такую деятельность, Овечкин обратился в Минздрав Карелии с заявлением о выдаче лицензии, заранее подготовив для этого необходимый пакет документов.

Справка. Требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии на              осуществление медицинской деятельности (далее — лицензия), являются:

  • наличие зданий, строений, сооружений и (или) помещений, принадлежащих соискателю лицензии на праве собственности или на ином законном основании, необходимых для выполнения заявленных работ (услуг) и отвечающих установленным требованиям;
  • наличие принадлежащих соискателю лицензии на праве собственности или на ином законном основании медицинских изделий (оборудования, аппаратов, приборов, инструментов), необходимых для выполнения заявленных работ (услуг) и зарегистрированных в установленном порядке;
  • наличие у руководителя медицинской организации, заместителей руководителя медицинской организации, ответственных за осуществление медицинской деятельности, руководителя структурного подразделения иной организации, ответственного за осуществление медицинской деятельности, — высшего медицинского образования, послевузовского и (или) дополнительного профессионального образования, предусмотренного квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения, сертификата специалиста, а также дополнительного профессионального образования и сертификата специалиста по специальности «организация здравоохранения и общественное здоровье».

Проще говоря, соискатель лицензии должен был предъявить диплом о медицинском образовании. И такой диплом Овечкин предъявил. Об окончании ГОУ СПО «Санкт-Петербургский медицинский колледж № 3», № СБ 0382523 от 17 июня 2008 года.

21 апреля 2016 года Овечкин все же получил лицензию на осуществление медицинской деятельности, подписанную и.о. министра здравоохранения Карелии Ольгой Копошиловой, и возглавляемое им ООО «КарелДезСервис» начало неистовую борьбу с клопами, тараканами, клещами и прочими паразитами.

Справка. Медицинская деятельность – это, в том числе, профессиональная деятельность по оказанию санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (п. 10 ст. 2 Закона № 323-ФЗ). При этом медицинская деятельность подлежит лицензированию, а в перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, включены также работы (услуги) по дезинфектологии;
Также к специалистам, осуществляющим деятельность по специальности «Дезинфектология» установлены квалификационные требования, в том числе медицинское образование по соответствующему профилю.
Таким образом, дезинфекционные, дезинсекционные, дератизационные работы (в комплексе или в отдельности) не выполняются по отношению к пациенту и потому не являются медицинским вмешательством, и, соответственно, медицинской услугой и медицинской помощью. Но – являясь санитарно-противоэпидемическими (профилактическими) мероприятиями – включены в понятие «медицинская деятельность».

Все документы, представленные Овечкиным в Минздрав Карелии, должны были проверить специалисты этого ведомства. Но этого сделано не было. За Минздрав республики это сделала «Черника». Первое, что вызвало сомнение у журналистов — подлинность документа об образовании Овечкина. Мы сделали запрос в медколледж № 3 Санкт-Петербурга и получили такой ответ:

Овечкин Олег Сергеевич в ГОУ СПО «Санкт-Петербургский медицинский колледж № 3» не обучался, диплом СБ 0382523 в 2008 году не получал. Кроме того, ГОУ СПО «Санкт-Петербургский медицинский колледж № 3» диплом как бланк строгой отчетности не получал.

Почему Минздрав пропустил фальшивые документы у соискателя лицензии, остается только догадываться. Или подозревать, что в стенах Минздрава процветает коррупция.

«Король» госзакупок

Получив лицензию, ООО «КарелДезСервис», возглавляемое Овечкиным, стало участвовать буквально во всех госзакупках, касающихся дезинфекции, дезинсекции и дератизации. Тендеры, как и с утилизацией медотходов (история, выяснилось, криминальная), в основном выигрывались в медучреждениях Карелии.

Выписка с сайта «Госзатраты»:

 ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «КАРЕЛДЕЗСЕРВИС»   ИНН: 1001258928

Эта организация участвует в закупках только в качестве подрядчика. За 7 лет заключила 183 контракта на сумму 18 миллионов 759 тысяч рублей с 98 заказчиками.

Из них:

— 175 контрактов на сумму 17 миллионов 832 тысячи рублей, по 44-ФЗ;

— 8 контрактов на сумму 926 тысяч рублей, по 223-ФЗ.

Субъект, откуда в ООО поступает основная часть доходов (72,9 %, а это 13 миллионов 674 тысячи рублей), — Республика Карелия.

Детализация доходов по бюджетам (топ-4):

— бюджет муниципального образования Костомукшский городской округ: 45,99 % (4 миллиона 617 тысяч рублей);

— федеральный бюджет: 10,2 % (1 миллион 24 тысячи рублей);

— бюджет Республики Карелия: 8,88 % (891 тысяча рублей);

— областной (республиканский) бюджет: 7,71 % (774 тысячи рублей).

Основные заказчики:

— МУНИЦИПАЛЬНОЕ УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ «ЦЕНТР МУНИЦИПАЛЬНЫХ РАСЧЕТОВ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «КОСТОМУКШСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ»: 24,61 % (4 миллиона 617 тысяч рублей);

— ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ «СЕГЕЖСКАЯ ЦЕНТРАЛЬНАЯ РАЙОННАЯ БОЛЬНИЦА»: 9,53 % (1 миллион 787 тысяч рублей);

— ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ «МЕЖРАЙОННАЯ БОЛЬНИЦА № 1»: 3,85 % (722 тысячи рублей);

— ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ «ГОРОДСКАЯ ПОЛИКЛИНИКА № 4»: 3,17 % (594 тысячи рублей).

Как мы видим, заказчиками Овечкина были:

— ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР ХОЗЯЙСТВЕННОГО И СЕРВИСНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПО РЕСПУБЛИКЕ КАРЕЛИЯ»;

— ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ;

— ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИСТОРИКО-АРХИТЕКТУРНЫЙ И ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК «КИЖИ»;

— ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ «МЕДИКО-САНИТАРНАЯ ЧАСТЬ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО РЕСПУБЛИКЕ КАРЕЛИЯ».

В списке присутствует много образовательных учреждений, но в основном это организации Минздрава Карелии, представители которого не проверили или не захотели проверить на подлинность документы Овечкина.

Экспансия в другие регионы

Окрыленный успехами в Карелии, Овечкин двинулся в другие регионы, например, в Мурманскую область. Правда, чтобы заниматься дезинфекцией там, нужно переоформить выданную ранее лицензию, согласно п. 7 ст. 18 ФЗ «О Лицензировании» при намерении лицензиата осуществлять лицензируемый вид деятельности по адресу места его осуществления, не указанному в лицензии, в заявлении о переоформлении лицензии указываются этот адрес и сведения, подтверждающие соответствие лицензиата лицензионным требованиям при осуществлении лицензируемого вида деятельности по этому адресу. Перечень таких сведений устанавливается Постановлением Правительства РФ от 21.11.2011 года №957 «об организации лицензирования отдельных видов деятельности».

В лицензии, предоставленной ООО «КДС» отсутствуют сведения о переоформлении ее надлежащим образом в соответствии с ФЗ «О лицензировании». Но это не смущало Овечкина. Он прекрасно заключал госконтракты без наличия переоформления лицензии.

Источник скана: http://murmansk-dezservis.ru/o-kompanii

Его заказчиками в Мурманской области в 2018-2019 годах были:

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ НАУЧНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ПОЛЯРНЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ МОРСКОГО РЫБНОГО ХОЗЯЙСТВА И ОКЕАНОГРАФИИ ИМ. Н.М. КНИПОВИЧА»;

УПРАВЛЕНИЕ СУДЕБНОГО ДЕПАРТАМЕНТА В МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ и другие.

Примечательно, что никакой технической базы в Мурманской области до сентября 2019 года у Овечкина не было, от его фирмы там дезинфекцией занимался некий Туйкин, действующий на основании свидетельства по профессии инструктора-дезинфектора. Журналистам «Черники» удалось выяснить, что и это свидетельство также фальшивое.

АНО ДПО «Учебный комбинат» не обучает таким специальностям. На данный момент Туйкин в Мурманске больше не работает. По информации «Черники», в окружении Овечкина присутствуют и другие «специалисты» с фальшивыми документами об образовании и прохождении различных курсов.

Сейчас Овечкин «окучивает» Воронежскую область. Там его интересы представляет некая Ирина Дедело, перебравшаяся туда из Мурманска. Схема все та же: работа без лицензии, красивый сайт и никакой технической базы.

Заказчики:

— казенное предприятие Воронежской области «СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ ЭКСПЛУАТАЦИОННАЯ СЛУЖБА УПРАВЛЕНИЯ ДЕЛАМИ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ»;

— Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Воронежу.

Основными территориями контрактации Овечкина стали:

— Республика Карелия: 72,9 % (13 миллионов 674 тысячи рублей).

— Мурманская область: 13,09 % (2 миллиона 455 тысяч рублей).

— Красноярский край: 8,19 % (1 миллион 535 тысяч рублей).

— Москва: 2,63 % (492 тысячи рублей).

— Ленинградская область: 1,99 % (374 тысячи рублей).

Годы:

— 2014: 1,2 % (224 тысячи рублей);

— 2015: 4,63 % (867 тысяч рублей);

— 2016: 8,02 % (1 миллион 503 тысячи рублей);

— 2017: 36,82 % (6 миллионов 907 тысяч рублей);

— 2018: 28,83 % (5 миллионов 407 тысяч рублей);

— 2019: 20,51 % (3 миллиона 847 тысяч рублей).

Заметим, что за все это время никто не поинтересовался подлинностью документов, представляемых Овечкиным, и наличием лицензии.

А что же надзорные органы?

Пожалуй, самым эффективным борцом с беспредельным бизнесом Овечкина является ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ОРГАН РОСЗДРАВНАДЗОРА ПО РЕСПУБЛИКЕ КАРЕЛИЯ. Это ведомство по заявлению граждан проводило недавно проверку и выявило много нарушений лицензионной деятельности «КарелДезСервисом». Был подан иск в Арбитражный суд Республики Карелия.

«Исходя из конкретных обстоятельств дела, а именно: принятие Обществом мер к устранению выявленного правонарушения и размера минимального штрафа, суд приходит к выводам о возможности снижения размера административного штрафа на основании статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ниже низшего предела, предусмотренного санкцией части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначения Обществу с ограниченной ответственностью «КарелДезСервис» наказания в виде наложения административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Оценив представленные в материалы дела доказательства и принимая во внимание характер совершенного правонарушения, суд признает соразмерным назначение Обществу наказания в виде штрафа в размере 50 000 рублей. По мнению суда, штраф в указанном размере соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечит достижение целей административного наказания, предусмотренных статьей 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При таких обстоятельствах заявленные требования Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Республике Карелия о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «КарелДезСервис» к административной ответственности подлежат удовлетворению», — говорится в решении судьи Надежды Буга.

Чего не скажешь о Роспотребнадзоре Карелии.  Эта организация имеет достаточно широкие полномочия, данные государством для соблюдения прав граждан в потребительской сфере и касательно их благополучия и состоящие в следующих действиях, производимых с целью осуществления надзора за исполнением законодательных актов РФ:

 

  • контроль санитарно-эпидемиологической обстановки, включая введение карантинов;
  • надзор за соблюдением правил торговли; осуществление санитарного контроля ввозимых на территорию страны товаров и соблюдением карантинного режима;
  • контроль маркировки товаров, указания энергоэффективности и иных сведений;
  • надзор и контроль качества продуктов как отечественного, так и импортного производства;
  • контроль информационной продукции на предмет защиты детей;
  • регистрация новых лекарственных препаратов, а также иной продукции, содержащей опасные для человека вещества;
  • выявление условий и причин возникновения очагов инфекций и массовых отравлений;
  • организация приема граждан; работа по обращениям граждан с принятием решений и информированием по результатам жалоб, заявлений, сигналов и пр.

Роспотребнадзор вправе проводить исследования, экспертизы, анализы и пр., а также давать разъяснения физическим и юр. лицам касательно тем, относящихся к компетенции организации.
При необходимости сотрудники наделены правами требовать получения данных, необходимых для принятия решений, а также привлекать любых специалистов, компетентных в прорабатываемых темах.

Однако в случае с деятельностью Олега Овечкина (не только дезинфекция), надзорный орган занимает пассивную позицию. На заявления граждан даются невнятные отписки, а проверки проводятся настолько подозрительно, что напрашивается невольный вопрос: в чем ваш здесь интерес, господа надзорщики?

Вместо постскриптума

По информации «Черники», Овечкин пытался лицензировать свою деятельность в Мурманской области. Но его представители были пойманы за руку при предъявлении фальшивого диплома на его имя. Сообщил Минздрав соседнего региона в правоохранительные органы или нет, нам пока не известно. «Черника» направила запрос по этому поводу. Однако мы располагаем информацией, что Овечкин предъявлял фальшивый диплом и другие документы, например, в Петрозаводский городской суд при рассмотрении его уголовного дела, приговор по которому был вынесен 6 декабря 2019 года. Еще мы располагаем информацией, что правоохранительным органам известно об этом факте, как известно о фальшивом дипломе Овечкина. Однако мер никаких не предпринимается. Что это? «Крышевание» Овечкина или банальная некомпетентность? И кто скажет, что это не коррупция в органах власти Карелии и других регионов?