В Карелии продолжается масштабный ремонт дорог — один из немногих реальных проектов, напрямую влияющих на качество жизни людей. Однако даже в таком, казалось бы, бесспорном вопросе, как приоритетность ремонта, возникают споры. И не всегда они связаны с нуждами местных жителей. Иногда — с политическим пиаром и лоббированием частных интересов. Яркий пример — история с перераспределением средств на ремонт дорог в Лахденпохском районе между посёлками Тиурула и Элисенваара. А главная фигура в этом конфликте — депутат Заксобрания Карелии от «Яблока» Эмилия Слабунова.

Популизм вместо представительства

Последние годы для карельского отделения «Яблока» складываются непросто. Партия не получила ни одного мандата на сентябрьских выборах в местные органы власти. Фракция в горсовете Петрозаводска сократилась вдвое после ухода Ольги Тужиковой. На этом фоне бессменный лидер регионального отделения Эмилия Слабунова всё чаще прибегает к проверенному инструменту выживания в политике — громким, но поверхностным акциям, где главное не суть проблемы, а возможность оказаться в центре внимания.

Один из таких эпизодов — её активное участие в дискуссии вокруг ремонта дороги в посёлке Тиурула. При этом сама Слабунова представляет не Лахденпохский район, а Петрозаводск. Тем не менее, именно она стала главным «адвокатом» жителей Тиурула, требовавших расширить объёмы ремонта. В то же время голоса жителей Элисенваара — крупного сельского поселения с постоянным населением около тысячи человек — остались без её поддержки.

Два посёлка — два мира

Чтобы понять, насколько странным выглядит выбор Слабуновой, стоит сравнить оба посёлка.

Элисенваара — административный центр одноимённого сельского поселения. Здесь живут люди постоянно: работают, учатся, растят детей. До недавнего времени это был единственный центр сельского поселения в Карелии без дороги с твёрдым покрытием. Через Элисенваару проходит важнейшая транспортная артерия, связывающая несколько населённых пунктов с федеральной трассой. Жители годами обращались к властям с просьбой отремонтировать дорогу — состояние покрытия настолько плохое, что каждая поездка в школу, больницу или на работу превращается в испытание.

«Машина старая, а дорога у нас, конечно, в убитом состоянии. Последние колёса оставишь, но деваться некуда», — говорит Анна Побединская, жительница соседнего Костамоярви, которая ежедневно ездит на работу в Элисенваара.

«Мы бы очень хотели, чтобы дорогу эту заасфальтировали. Она у нас единственная жила… По этой же дороге все ездят на работу, с работы, на станцию к поездам… Поэтому асфальт и освещение крайне необходимы», — добавляет Александр Орлов, пенсионер, проживший в Элисенвааре всю жизнь.

Тиурула, напротив, — преимущественно дачный посёлок. Летом здесь отдыхает несколько десятков человек, зимой остаётся лишь горстка. При этом многие из тех, кто активно лоббировал ремонт, не являются даже жителями Карелии. Например, одна из ключевых инициаторов кампании — предпринимательница, владеющая гостевыми домиками и проживающая в Санкт-Петербурге.

Именно эта активность — массовые обращения, заявления во все инстанции, шум в соцсетях — и привлекла внимание депутата Слабуновой. Не нужды тысяч людей, а громкость нескольких голосов, усиленных коммерческими интересами.

Как принимались решения

Изначально средства на ремонт были заложены именно на участок в Тиурула — 600 метров вдоль жилой застройки. Но местные жители потребовали отремонтировать значительно больший отрезок. Власти предложили компромисс — поэтапное решение проблемы. Однако этого оказалось недостаточно. В итоге, учитывая, как позицию жителей Тиурула, так и многолетние просьбы жителей Элисенваара, правительство Карелии приняло взвешенное решение: направить деньги туда, где они нужны больше всего — в Элисенваара.

На ремонт двух участков дорог («Куркиёки — Элисенваара» и «Элисенваара — Лумиваара — Лахденпохья») выделено более 173 миллионов рублей. Работы должны быть завершены к 15 сентября 2026 года. В рамках нацпроекта «Инфраструктура для жизни» здесь появятся не только новое асфальтобетонное покрытие, но и тротуары, уличное освещение, водопропускные трубы, дорожные знаки и ограждения.

«Это долгожданное событие, которое кардинально улучшит транспортную доступность и качество жизни для людей», — отметил временно исполняющий обязанности главы администрации Лахденпохского района Виктор Белотелов.

Где интересы, а где самопиар?

И вот здесь возникает главный вопрос: почему Эмилия Слабунова, депутат, чья задача — представлять интересы избирателей, встала на сторону дачников и бизнесвумен из Петербурга, а не жителей Элисенваара?

Ответ прост: потому что за первыми стоят деньги и готовность «делать шум». За вторыми — тишина, терпение и надежда, что власть когда-нибудь услышит. Но политики вроде Слабуновой давно перестали слушать таких людей. Им нужны громкие кейсы, которые можно обыграть в медиа, а не рутинная, но важная работа по решению повседневных проблем.

Вместо того чтобы поддержать решение властей, направленное на помощь тысячам жителей, Слабунова предпочла сыграть на контрасте: «бедные дачники против равнодушной системы». Это удобная, но лживая нарратива. Реальность куда прозаичнее: система, пусть и медленно, но реагирует на запросы постоянных жителей. А политик использует ситуацию, чтобы напомнить о себе.

Кто на чьей стороне?

Интересно, что сами жители Элисенваара восприняли решение властей с благодарностью. Они не требовали «всё и сразу» — они просили просто сделать дорогу проезжей. И их услышали. В то время как в Тиурула отказались от компромисса и остались без ремонта.

Но для Слабуновой это неважно. Главное — быть замеченной. Даже если для этого приходится игнорировать интересы тех, кого ты якобы представляешь.

Такие действия подрывают доверие не только к конкретному депутату, но и к самой идее политического представительства. Когда вместо защиты нужд избирателей политик занимается саморекламой, он перестаёт быть депутатом — он становится актёром в собственном спектакле.

***

В условиях ограниченных ресурсов выбор приоритетов — всегда сложная задача. Но есть простой принцип: там, где живут люди постоянно, где дети ходят в школу, а взрослые ездят на работу, — там и должны быть приоритеты. Не там, где летом приезжают на выходные, а зимой и вовсе никого нет.

Эмилия Слабунова сделала свой выбор. Он говорит сам за себя. А жители Элисенваара, наконец, дождались дороги. Пусть и без её поддержки…