Вчерашний День памяти жертв политических репрессий прошел в Карелии почти незаметно для широкой публики. Напомним, что был он учрежден в октябре 1991 года в «новой, демократической» России и был призван стать днем покаяния и осмысления прошлого.
Однако за этим последовала череда потрясений: людоедские либеральные реформы, разгул криминала, расстрел парламента в 1993-м, войны и дефолты. Возникает закономерный вопрос: не стал ли он просто удобным инструментом, чтобы, пугая прошлым, оправдывать неудачи и жестокости настоящего?
Руководство Карелии вчера отделалось маловразумительным обращением, в котором говорится: «чтобы не повторить этот горький опыт, мы обязаны укреплять доверие и согласие в нашей многонациональной России». А члены «Единой России» в Лахденпохья провели мероприятие с шариками:

Состоялась и крайне малолюдная церемония в Сандармохе, о которой сочла нужным отрапортовать медвежьегорская администрация:
«30 октября, в урочище Сандармох состоялась траурная церемония, посвященная Дню памяти жертв политических репрессий. Протоиерей Роман Соболев, настоятель Повенецкого храма святителя Николая, вместе с клириками храма пророка Илии г.Медвежьегорска, совершил заупокойную литию по всем невинно погубленным в годы массовых репрессий. Прихожане совершили Крестный ход к месту мемориала. Шествие завершилось в часовне великомученика Георгия Победоносца, где были вознесены молитвы о упокоении душ всех безвинно пострадавших в те трагические годы».
А если пострадавших не без вины, тогда что с ними делать? Например, расстрелянные в Сандармохе украинские националисты, которые сами убивали и много убивали, заслуживают ли подобных почестей?
Между прочим, медвежьегорским чиновникам вовсе необязательно было ехать в Сандармох. В самом райцентре есть вполне подходящее место, чтобы помянуть жертв политических репрессий.
В мае 1919 года Медвежья Гора была оккупирована войсками интервентов и белогвардейцев. Станция стала местом массовых расправ над сторонниками Советской власти. Здесь действовало отделение белогвардейской контрразведки, был создан концлагерь для пленных красноармейцев, красных партизан, коммунистов и советских активистов. Многие десятки из них погибли в медвежьегорских застенках.
После освобождения станции Красной Армией в феврале 1920 года состоялось погребение жертв белого террора в братскую могилу на ул. Коммунаров. Общая численность захороненных неизвестна. По окончании Великой Отечественной войны на территории, прилегающей к братской могиле, производились перезахоронения из погребений советских воинов, павших в боях за Медвежьегорск в 1941 и 1944 гг».

И вот что произошло дальше, об этом недавно рассказала местная жительница:
«У нас в г. Медвежьегорске раньше была братская могила на ул. Комммунаров и там были захоронены герои которые участвовали в борьбе с интервентами. Бабушка меня маленькой туда часто водила, т.к. там были её знакомые захоронены. А после войны там ещё захоронили и воинов ВОВ и тоже сделали памятник солдата и мемориальную доску.
Это я к чему? К тому, что уже теперь новая наша власть реконструировала эту братскую могилу и полностью переделала. И теперь исчезли надписи о героях борьбы с интервентами, как будто их никогда и не было».
Да, обычная ситуация для наших чиновников — тут помню, тут не помню. Хотя ведь события гражданской войны и 1937 года очень тесно связаны. Просто для примера приведу типичную биографию Григория Пудина, жителя как раз тех мест. Информация об этом человеке была опубликована как раз в связи с захоронением в Сандармохе, она взята из книги «Сродники».
«После службы Григорий вернулся домой. Революцию он не признал, так как насмотрелся на бесчинства балтийских матросов. И в 1918 году Григорий со своими друзьями Марушиным, Горневым, Шелгачевым решили отстаивать старый режим и подались на Север, к англичанам, где воевали два года». После войны Григорий Пудин вернулся домой. «В 1935 году Григорий ушёл из колхоза, что в дальнейшем послужило его репрессированию. В уголовном деле была запись, что он являлся «добровольцем Белой армии», а также значился и «самовольный уход из колхоза».
Типичная жертва «Ежовщины», попал под каток. Однако произошло ведь это совсем не случайно! Гражданин Пудин совершенно добровольно организовав группу, пошел на службу к интервентам. Он два года воевал под командой англичан, то есть сам убивал русских людей. Возможно, даже на той же станции Медвежья Гора, он же заонежский был…
Между прочим, в то время в любой стране за такую службу иностранной державе могли бы просто поставить к стенке. Но Советская власть, стараясь побыстрее закончить гражданский конфликт, массу таких людей быстро амнистировала. А потом, в 1937 году, когда всем было понятно, что впереди будет новая война, вспомнили.
Да, события 1937 года — это трагедия. И скорее всего с юридической точки зрения Григория Пудина осудили с грубейшими нарушениями закона. Поэтому реабилитирован он совершенно правильно. Но если вникнуть в его биографию, утверждение о том, что человека «репрессировали ни за что» выглядит неубедительно. Попробуйте даже сейчас в любой стране, которая воюет на своей территории против интервентов, сколотить группу граждан и пойти на службу к иностранному государству. Посмотрим, что с вами будет…
Возвращаясь к теме Дня памяти жертв политических репрессий, констатируем, что он в очередной раз показывает, что для многих вся эта история — не поиск истины, и не желание посочувствовать реальным людям. А повод для политического самовыражения. Одних «невинно убиенных» почитают с официальными церемониями, а других как будто бы и не было, они вычеркнуты из памяти, потому что «не время». Но подлинная память не бывает избирательной, и братская могила на улице Коммунаров — это тоже наша история.






