Распространение форелевых садковых хозяйств в Карелии ничего общего с развитием аквакультуры не имеет, а является развитием «аквабескультурья», способом извлечения прибыли ценой уничтожения карельской природы. 

В настоящее время Министерство сельского и рыбного хозяйства РК считает приоритетным направлением интенсивное развитие товарного форелеводства на внутренних водоёмах Карелии.

Как и любое производство, форелевое садковое хозяйство (ФСХ) приносит и пользу и вред. С одной стороны — сомнительного качества, но деликатесная и высокорентабельная продукция, с другой — загрязнение карельских озёр.

Федеральный закон от № 148-ФЗ «Об аквакультуре (рыбоводстве)» декларирует принцип «осуществления аквакультуры (рыбоводства) способами, не допускающими нанесения ущерба окружающей среде и водным биологическим ресурсам».

Однако на практике этот принцип не работает из-за того, что принят ряд подзаконных актов, которые благоприятствуют форелевому бизнесу и практически не учитывают экологические последствия.

Шаг 1. Сравнение подходов

В принципе компромисс можно найти (как, например, в Финляндии), если:

  • рассматривать ФСХ как единую производственную систему, включающую в себя рыбоводный участок (РВУ) и рыбоводную инфраструктуру (подъезды, причалы, помещения, склады, места захоронения отходов и т.д.);
  • обсуждать проект ФСХ, включающий и оценку воздействия на окружающую среду, как единое целое с участием всех заинтересованных сторон (от местных жителей до государственных природоохранных органов).

Однако у нас будущее ФСХ обсуждается поэтапно.

Первый этап, на котором обсуждаются только границы РВУ, носит во многом декоративный характер. При этом мнение Минприроды РФ, также как и мнение граждан учитывается только на этом этапе.

Второй этап — основной, потому что на нём обсуждаются проект и всё остальное, включая экологические последствия. Однако этот этап находится «в тени», так как требует согласования лишь с чиновниками из Росрыболовства.

Шаг 2. Учёт дезинформации

Такая поэтапная процедура фактически устраняет Минприроды РФ как орган государственного экологического надзора, и позволяет форелевому лобби обманывать граждан с помощью нехитрых приёмов. Например, можно

  • объявить, что формирование РВУ согласовано с Минприроды РФ. Но не уточнять, что в соответствии с Правилами* согласованы вовсе не экологические вопросы, а лишь то, что границы формируемых РВУ не попадают в пределы заповедников и других охраняемых территорий.
  • обещать, что на втором этапе, во время проектирования хозяйства будут проведены все необходимые исследования, и допустимый объём производства будет строго научно обоснован. А на самом деле минимальный объём производства определяется не по науке, а по Приказу Минсельхоза РФ**. Причём этот «минимальный» объём в 100-200 раз превышает принятые в мире научно-обоснованные значения.
* «Правила определения береговых линий (границ водных объектов) и (или) границ частей водных объектов, участков континентального шельфа Российской Федерации и участков исключительной экономической зоны Российской Федерации, признаваемых рыбоводными участками» (утверждены постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2014 г. № 1183).
** Приказ Минсельхоза России от 15 марта 2017 № 124 «Об утверждении Методики определения минимального объема объектов аквакультуры, подлежащих разведению и (или) содержанию, выращиванию, а также выпуску в водный объект иизъятию из водного объекта в границах рыбоводного участка».

Шаг 3. Оценка перспектив и возможностей

Ситуация усугубляется ещё и тем, что фактически отсутствует мониторинг за экологическим состоянием водоёмов, на которых функционируют ФСХ (пробы воды, если и отбираются, то, как правило, самими форелеводами).

В таких условиях каждое конкретное ФСХ через несколько лет своей работы погубит озеро, на котором оно расположено. А дальнейшее наращивание числа ФСХ и объёмов производства садковой форели в Карелии в целом приведёт к экологической катастрофе.

Долг каждого экологически сознательного гражданина — препятствовать этому процессу, который по существу ничего общего с развитием аквакультуры не имеет, а является развитием «аквабескультурья», способом извлечения прибыли ценой уничтожения карельской природы.

Распространение ФСХ нужно остановить. До тех пор, пока не появится система независимого экологического мониторинга, до тех пор, пока на законодательном уровне не будет определена прозрачная процедура формирования ФСХ, включающая полноценную экологическую экспертизу и исключающая какие бы то ни было «обходные манёвры».

Шаг 4. Выбор водного объекта

Далеко не каждое карельское озеро пригодно для выращивания форели. Если озеро, расположенное в Вашем населенном пункте или вблизи него:

  • чистое, проточное, достаточно глубокое
  • и к нему существуют более-менее приличные подъезды — знайте, что над ним нависла угроза.

Может быть, прямо сейчас Ваше озеро, то самое озеро, в котором Выдесятилетиями ловили рыбу и купались, форелеводы делят на рыбоводные участки и подсчитывают будущую прибыль.

В теории формирование границ РВУ не должно пройти без Вашего участия, поскольку в Федеральном законе от № 148-ФЗ «Об аквакультуре (рыбоводстве)» провозглашён принцип «участия граждан, общественных объединений, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов) в решении вопросов, касающихся аквакультуры
(рыбоводства)».

На практике Минсельрыбхоз РК обязательно проинформирует администрацию Вашего поселения. А дальше — всё зависит от людей, работающих в Вашей администрации. Они могут предоставить народу право принятия решения. А могут по-тихому решить за Вас.

Шаг 5. Профилактика

Чтобы обезопасить своё озеро, ни в коем случае нельзя пускать дело на самотёк. Действуйте самостоятельно или объединитесь с земляками в инициативную группу. Активно используйте возможности социальных сетей. Развитие «аквабескультурья» уже
затронуло многих жителей Карелии, они поделятся с Вами своим опытом. Ищите выходы на СМИ.

Ваша задача — проинформировать местную администрацию о том, что

  • Вам известен Федеральный закон от № 148-ФЗ «Об аквакультуре
    (рыбоводстве)», в соответствии с которым граждане имеют право
    участвовать в принятии решений по РВУ, а органы местного самоуправления обязаны обеспечить возможность такого участия;
  • Вам известен Федеральный закон № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»,
    устанавливающий порядок и форму принятия решений гражданами;
  • попытки формирования границ РВУ в обход Федеральных законов будут Вами решительно пресечены.

Уведомить администрацию следует обязательно в письменном виде. Важно, чтобы у Вас на руках остался документ, подтверждающий получение уведомления.

Шаг 6. Контроль и информирование

Периодически интересуйтесь в своей администрации, не появлялись ли информационные письма из Минсельрыбхоза РК по поводу формирования границ РВУ.

Хотя бы раз в неделю заходите на страницу Комиссии по границам Минсельрыбхоза РК и проверяйте — не появился ли анонс нового заседания Комиссии. По Правилам такая информация должна появиться не позднее чем за 15 календарных дней до дня заседания комиссии.

Появление сообщения о заседании Комиссии, на котором будет рассматриваться РВУ на Вашем озере, будет означать, что местная администрация и Минсельрыбхоз РК проигнорировали Ваше мнение и тем самым грубо нарушили Федеральные законы. Незамедлительно распространите информацию об этом в социальных сетях, сообщите в правоохранительные органы и СМИ.

Оригинал публикации