Объявленное президентом «Десятилетие детства в России» начинается в Карелии с игнорирования законных интересов нескольких тысяч посещающих дошкольные учреждения детей. Подтверждением тому стали многочисленные обращения в Общественную палату Карелии от воспитателей детсадов и родителей их подопечных, которые никак не могут повлиять на чиновничье решение оптимизировать эту тонкую сферу системы образования. До Петрозаводска реформаторы добрались в последнюю очередь, вероятно, предвкушая массовое неприятие своих не совсем правомерных и недальновидных действий. В Карелии не сдалась только Великая Губа, где коллектив детсада и родители не позволили сократить персонал и собрать детей в разновозрастные группы. Но выборы позади, с народом можно больше не цацкаться? Основной этап перевода воспитателей на потогонную систему – три воспитателя на две группы – намечен в столице Карелии на сентябрь.

Рассмотреть возможные последствия и риски от оптимизации системы ДДУ попытались участники заседания «круглого стола», организованного Общественной палатой РК совместно с профсоюзами Карелии.

Позиции определились очень быстро: общественность и правозащитники оказались по одну сторону «баррикад», а представители власти и странным образом примкнувшие к ним профсоюзы – по другую. Аргументы тоже распределились в зависимости от понимания приоритетов: у общественности во главе угла были интересы детей и работников ДДУ, у чиновников – деньги, которые, судя по всему, расходовать рационально не получается. В этом разговоре очень не хватало голоса надзорного органа – прокуратуры, которая не в первый раз предпочла не участвовать в обсуждении резонансной темы, поднятой общественностью.

На заседании "круглого стола". Фото: Марина Голубева, "Лицей"
На заседании «круглого стола». Фото: Мария Голубева, «Лицей»

Руководитель комиссии по вопросам гражданского общества ОП РК Елена Пальцева призвала объективно рассмотреть предстоящий перевод воспитателей на работу по принципу: три специалиста на две группы. Как изменения режима рабочего времени скажется на обеспечении безопасности детей и их психологическом комфорте, на качестве образовательных услуг, будут ли при этом соблюдаться санитарные нормы и справятся ли сами педагоги с этой нагрузкой, не приведет ли это к так называемому психологическому выгоранию педагогов, поскольку нагрузка увеличиватеся ровно в два раза?

– Ко мне как депутату Петросовета обращаются по поводу оптимизации дошкольных учреждений многие – и избиратели, и коллеги-педагоги, – сказала, открывая дискуссию, заслуженный работник образования Карелии Галина Васильева. – И чем больше я вникаю в происходящее, тем меньше вижу в нем здравого смысла. Откуда взялась эта проблема? Вступая в должность президента 7 мая 2012 года, Владимир Путин подписал одиннадцать указов, среди которых был указ «О реализации государственной социальной политики», где содержится поручение о доведении к 2013 году средней заработной платы работников ДДУ до средней заработной платы в сфере общего образования в соответствующем регионе. Замечу, ни о какой оптимизации для достижения этой цели там нет ни слова. Сегодня в Петрозаводске происходит следующая картина: сверху, из городской администрации, в каждое ДДУ спускается муниципальное задание и согласовывается штатное расписание трудового коллектива, а дальше дело заведующей – как повысить заработную плату воспитателя. При этом речь нигде не идет о том, чтобы увеличить долю расходов на образование – ни в регионе, ни в муниципалитете. Как хотите, так и выкручивайтесь.

И руководители выкручиваются. Отсюда уловки с устаревшим – 1993 года – нормативным актом, которым заведующие обосновывают свое «изобретение» – три воспитателя на две группы (о том, что нагрузка на воспитателя в соответствии с этим документом не должна превышать 20 детей, а не как сейчас от 25 до 29 – ни слова). Как следствие, начавшиеся увольнения педагогов, протесты родителей, и всеобщее напряжение в ожидании худшего.

– С 2012 года закон «Об образовании» определил новые задачи дошкольного образования, отнеся его к уровню общего образования, и это очень важно правильно понимать, – продолжила Галина Васильева. – Но в разгар оптимизации никто об этом не говорит. Предполагалось, что повысится статус педагога ДДУ, который в соответствии с федеральными образовательными стандартами обеспечит качество и результат обучения в едином образовательном пространстве, но смогут ли сады выполнить это в условиях оптимизации? Сомневаюсь.

Галина Васильева и Елена Пальцева. Фото: Мария Голубева, "Лицей"
Галина Васильева и Елена Пальцева. Фото: Мария Голубева, «Лицей»

И результаты уже на лицо – начавшаяся в 2015 году в Карелии оптимизация ДДУ вызвала снижение качества их работы. Как сообщила Галина Васильева, по результатам исследования «Детские сады России – 2017» Республика Карелия заняла последнее место среди 57 регионов России (в выборку вошли почти девять тысяч ДДУ по всей стране). Изучались три направления деятельности детсадов: условия, созданные для ребенка в учреждении, профессиональная квалификация педагогов, работающих с детьми, и дополнительные услуги, предоставляющиеся в детском саду. Не надо забывать, что сегодня дети – завтра народ…

Представители администрации города Петрозаводска ни о повышении качества дошкольного образования, ни о возможном профессиональном выгорании в связи с повышенными нагрузками педагогов, ни об обеспечении необходимой безопасности детей, судя по всему, особо не задумываются.

– Не гореть в нашем деле нельзя, а кто горит, тот и выгорает, – с такого неожиданного пассажа начала свое выступление заместитель главы петрозаводской администрации по социальным вопросам Римма Ермоленко. По ее словам, оптимизационные процессы в ДДУ происходят в соответствии с законом и Трудовым кодексом, и ни по одному направлению нарушений не выявлено, хотя процессы эти не безболезненны. Прежде чем приступить к оптимизации ДДУ петрозаводская власть изучила опыт районов Карелии и других регионов России, который сегодня успешно применяется. Нормативы, графики, объединение учреждений, сокращение вакантных единиц, экономия средств… Рисков от оптимизации детских садов Римма Ермоленко не видит, продолжительность рабочей недели у педагогов не меняется, а ответственность за детей остается на прежнем уровне, ведь воспитатель – это судьба. Ну, в общем, смахивали эти рассуждения на обычную бюрократическую демагогию.

Тут не удержались присутствующие на круглом столе воспитатели ДДУ №2, которые тоже читали нормативные акты и не понимают, как обеспечить их требования при наполняемости групп сверх норматива (того самого, 1993 года, на которое ссылаются заведующие в детсадах, обосновывая режим работы трех воспитателей на двух группах)? Чиновники мэрии тут же парировали: эти нормативы не действующие, теперь численность детей определяется исходя из квадратных метров. По их словам Роспотребнадзор (руководство которого откликнулось на приглашение Общественной палаты об участии в круглом столе встречным предложением – направить имеющиеся вопросы письменно) строго контролирует случаи сверхнормативной численности детей в группах – за превышение следует их закрытие. Что происходит на самом деле – тайна покрытая мраком. Может поэтому надзорный орган и предпочел «постоять в стороне»?

Воспитатель ДДУ №72 Марина Кобзева напомнила, что постановление 1993 года появилось в период «демографической ямы», когда детей было мало, их буквально собирали по квартирам, не хватало воспитателей, в садах не было денег на еду – кашу варили на воде… «Такие были времена, но сейчас-то что происходит, – недоумевала женщина. – У нас небольшой детский сад, шесть групп, двенадцать воспитателей, но когда заболевает один из них, никто не хочет идти на подмену, потому что нет достойной оплаты». О зарплате – отдельный разговор. Когда Римма Ермоленко озвучила их средний уровень в 2018 году, а это более 29 тысяч рублей, воспитатели не согласились. До выборов президента, действительно, выдавались премии, а уже за март зарплата сползла на прежние 26 с небольшим тысячи рублей…

Римма Ермоленко. Фото: Мария Голубева, "Лицей"
Римма Ермоленко. Фото: Мария Голубева, «Лицей»

«Проведенная в 90-х годах приватизация «по Чубайсу» привела страну к тяжелейшему положению, когда экономика многих регионов страны не может потянуть социальную сферу», – словно в оправдание нынешней оптимизации высказалась председатель профсоюза работников образования в Карелии Евгения Макарова. А все беды воспитателей от того, что нет в большинстве учреждений грамотно работающего профсоюзного органа, в том числе в ДДУ, представители которых участвуют в круглом столе (всего из 68 ДДУ Петрозаводска профсоюзные организации отсутствуют в 48). Поэтому, считает профсоюзный лидер, не надо подключать средства массовой информации, чтобы пожаловаться на тяжелую жизнь – она от этого легче не станет ни у учителей, ни у педагогов ДДУ, ни у технических работников. Надо учиться договариваться. Вот только одно «но»: а если учредитель (муниципалитет) сам не хочет учиться договариваться и вопреки здравому смыслу ищет экономию там, где ее искать категорически нельзя?

Начальник отдела финансов в отраслях социальной сферы Минфина Карелии Валентина Лузгина пояснила, что финансирование образовательных стандартов и исполнения «майских указов» президента обеспечивается в полном объеме с учетом увеличения на 6 процентов, эти средства направляются муниципалитетам на реализацию образовательных программ. В абсолютных цифрах на сферу образования в 2018 году предусмотрено 333 миллиона рублей. Муниципалитеты расходуют долю своего бюджета на содержание зданий и технического персонала. Кроме того, в результате оптимизации уже сокращено 193 работника из которых 20 – воспитатели. Что же выходит? Необходимости в дальнейшей оптимизации нет, если средства имеются в достатке?

Мнение детского омбудсмена Геннадия Сараева, которое он не в первый раз озвучивает на публику: оптимизация прежде всего нанесет вред детям – их качеству жизни и безопасности, а также она вряд ли соответствует полученному Петрозаводском статусу ЮНИСЕФ «Город, доброжелательный к детям». Уполномоченный напомнил о постановлении главного санитарного врача России от 2013 года, предусматривающего работу двух воспитателей и одной нянечки на группу – его никто не отменял, и порекомендовал не менять ничего в сложившейся системе – два воспитателя на одну группу. Со своей стороны выразим надежду, что омбудсмен официально внесет это предложение главе республики, от которого, как ни крути, зачастую зависит окончательное решение проблемы.

Помощник Уполномоченного по правам человека в Карелии Сергей Прудников отметил, что на первом месте в вопросе решения судьбы ДДУ должны оставаться дети. «Графики, стимулирующие, профсоюзы – это потом, – сказал представитель омбудсмена. – Господа чиновники, скажите, при такой оптимизации справится воспитатель с нагрузкой, чтобы не допустить трагедий в детских садах, о которых рассказывали СМИ? Кто будет нести ответственность за жизнь и здоровье детей? Ответственность ляжет на воспитателей, а не на вас – тех, кто принял это решение. Надо было хорошенько подумать, прежде чем затевать оптимизацию… Не придется ли через несколько лет все заново возрождать, ведь мы это уже проходили».

– Оптимизация приведет к тому, что в один из дней я буду работать десять с половиной часов – это не нормально, разве можно при такой продолжительности смены сохранить внимание и уследить за всеми детьми, – подхватила мысль воспитатель ДДУ №2 Лариса Белова. – Я буду замертво валиться…

– Вы говорите сейчас о часах, ставках и выгоде, но вы не говорите о детях, – поддержала коллегу Марина Кобзева.

По итогам круглого стола Общественной палатой Карелии решено подготовить в адрес органов власти рекомендательное письмо с предложением оставить прежнюю систему работы ДДУ, когда два воспитателя работают на одной группе.