В ПетрГУ открылась выставка Владимира Лукконена и Татьяны Вихровой
Калевальский район дал Карелии целую плеяду известных карельских писателей, прославивших республику далеко за ее пределами. Но этим вклад района в культурную сокровищницу Карелии не ограничился: среди имен известных литераторов, композиторов, музыкантов и художников — уроженцев Калевальского района есть имена, которыми может гордится не только наша республика, но и вся Россия. Один из них — художник Владимир Лукконен.
Всё своё творчество, с первой книги Виолы Мальми «Народные игры Карелии» (изд. «Карелия»,1986 г.) до настоящего времени, Владимир Лукконен посвятил национальной культуре Карелии. Одновременно с изучением всех аспектов культуры карелов, он по крупицам собирал сведения о своей родословной. Ему удалось найти данные о своём роде вплоть до 1740 года; и в Финляндии, и в Беломорской Карелии, где родился его отец, жили дед и прадед, в местечке Рёхё (Регозеро) , где кроме останков очагов, ничего не осталось , но ещё сохранились ягельные боры – места пастбищ оленей.
Его предки были оленеводами, о которых упоминает Яакко Ругоев в своей поэме «Оленеводы» и название выставки соответствует устремлениям художника в познании своей истории, становится данью памяти ушедшему роду и его традициям. Вместе с тем, новое звучание в этой палитре звуков «далёкого эха» придают работы молодой художницы, его дочери – потомка карельского рода, как бы подтверждающие выражение, не раз звучавшее из уст карельских писателей: «Без корней дерево не даст зеленых побегов».
Тема ушедшей деревни Рёхё, родового гнезда «Porotalo» (Оленьего дома) приобрела после посещения литературного музея в Хайколя совсем другие очертания. Уже не личного плана. Народный писатель Карелии Ортьё Степанов совместно с академиком Финляндии Пертти Виртаранта в своё время собрали обширный материал по исчезнувшим деревням Северной Карелии, составили их списки, которые и были переданы художнику Ольгой и Михаилом Степановыми. На их основе и появилась композиция «Ушедшие деревни Северной Карелии», которая явилась лейтмотивом всей экспозиции.
Тема «Калевалы» на этой выставке трактуется художником иначе, чем это известно в общепринятом смысле. Лес – основа калевальских сюжетов и образов. К такому заключению он пришёл, уехав в глухой лес и проведя здесь, вдали от городской суеты, более пяти лет, постигая лесные таинства, изучая голос леса. В каком-то смысле языческие верования «калевальских рун» стали для художника близки и понятны. Сама «Калевала» изобилует лесными духами, заговорами, связанными с ними, и народ, который её создал, непременно знал «голос леса», ориентировался на неписанные законы общения с лесом и только ему понятными.
К сожалению, не все работы калевальского цикла вошли в экспозицию. Устроителям они показались слишком откровенными и даже шокирующими. Это — «Дети Ловьятар», «Удутар – дева мглы» и некоторые другие.
Иллюстрирование «Калевалы» стало для художника делом пройденным. Последняя его работа по этой теме – «Куллерво», книга, изданная в 2012 году. Лесные духи – более интересны и совсем не изучены, по крайней мере, здесь нет штампов, созданных многими художниками и ставшими уже эталонной для Карелии меркой познания её культуры.
Лес, на взгляд художника – основа всей карельской национальной культуры: в её литературе, музыке, изобразительном искусстве. Картина «Лесоруб», написанная в тревожных тонах, призывает обратить внимание на существующие экологические проблемы. Вместе с лесом мы несомненно потеряем и культуру карелов. И эта же тема звучит, как набатом, в композиции Лео Севца «Metsolan Kuningas». Художник и музыкант, не сговариваясь говорят о ней, словно ловят её в воздухе.