С каждым днем, с каждым часом приближается дедлайн, установленный главой Республики Карелия для самого себя. Пытаясь показать перехват инициативы и переключить на себя повестку дня, Александр Худилайнен не просчитал потенциальные издержки, которые проявятся при принятии практически любого решения по новому составу республиканского правительства.
Новая структура правительства – это всегда перераспределение властных полномочий. Карельский губернатор, пожалуй, рекордсмен по поиску эффективности. Но всегда «что-то идет не так». В этот раз ставки оказались как никогда высоки. Обстоятельства требуют принятия действенных решений, но окно возможностей сужено до предела. Плюс неблагоприятный фон ухудшающегося социально-экономического положения жителей региона. В таких условиях реформировать или хотя бы реорганизовывать властную машину предельно трудно.
Очевидно, что существует вопрос о целесообразности сохранения в системе органов исполнительной власти республики целой группы госкомитетов. Речь идет о государственном комитете Республики Карелия по развитию информационно-коммуникационных технологий, государственном комитете Республики Карелия по взаимодействию с органами местного самоуправления – их полномочия могли бы быть переданы в администрацию главы региона или в министерство экономического развития РК; государственном комитете Республики Карелия по ценам и тарифам – это точно епархия Минэка; государственном контрольном комитете Республики Карелия, который стоит за ненадобностью упразднить.
Следующий важнейший момент – распределение административного веса между министрами экономики и финансов. При всей разнице ведомственного функционала ключевым выступает положение, при котором министры «уравновешивают» друг друга, получив «приставки» заместителей губернатора. Но тогда автоматически создаются предпосылки для противоречий, если структурно еще «закладывается» первый заместитель главы региона. В отличие от «просто замов – министров», у него нет от полусотни до сотни исполнителей. Только секретариат, который по-почтальонски «работает с документами», но не принимает никаких решений.
Если усиливать нынешнее министерство экономического развития Карелии, то естественно встает вопрос о фигуре руководителя. В отношении Валентина Чмиля накопилась критическая масса сомнений по части его способностей работать в проектно-программном режиме, который с подачи федерального Агентства стратегических инициатив превращается в стандарт взаимодействия с представителями предпринимательского сообщества. Очевидно, что в своем нынешнем виде карельское министерство «не рулит» госкорпорациями, не администрирует заявки и сопровождение по всему спектру федеральных целевых программ (а не только по юбилейной «карельской ФЦП), не «играет по правилам» инвестрейтингов и не преуспевает в так называемой «оценке регулирующего воздействия». Кадровое решение уже перезрело.
Не стоит забывать, что многие проблемы Александра Худилайнена могли бы микшироваться при проведении системной и нацеленной на результат работы на медийном направлении. Известно, что эта деятельность – пространство для субэлитного конфликта между бывшим тверским журналистом Станиславом Певганеном (зам руководителя администрации главы РК), «аналитиком и социологом» Борисом Подопригорой (советник), бывшим пресс-секретарем Вероникой Галкиной (советник), вроде бы, все-таки отправляемой в отставку начальницей Управления по взаимодействию по СМИ Татьяной Гречухиной и руководителем ИА «Республика Карелия» Марией Морозовой. Каждая из перечисленных фигур имеет свой индивидуальный «профиль» в общении со старожилами журналистского сообщества, что накладывает естественный отпечаток на характер взаимного восприятия. Реальные усилия «подвинуть» оппонентов предпринимались и по линии контактов в управлении внутренней политики администрации президента РФ, и через федеральные структуры «Единой России». Кумулятивный эффект более чем ожидаем. Тем более в процессы активно включились приглашенные губернатором на «сентябрьскую кампанию» столичные политтехнологи, с которыми опять же у ряда карельских журналистов сложились вполне доверительные отношения.
В заключение стоит констатировать, что выстроить аппарат республиканского управления рациональным образом довольно сложно. Особенно в условиях поствыговорного отношения Кремля и месяцами накапливавшихся конфликтов внутри губернаторского окружения. «Прокол» с программой переселения граждан из аварийного жилищного фонда – системный сбой, который выявил значительное число административных проблем. Для того чтобы их «заткнуть» хотя бы на три месяца – до проведения праймериз «Единой России» для грядущих выборных кампаний (22 мая), Худилайнену необходимо изыскать дополнительные ресурсы и продемонстрировать ранее практически не проявляющуюся политическую волю.