Очень показательная дискуссия разгорелась на днях в социальных сетях. После того как стало известно, что священник Константин Савандер все-таки получил разрешение на строительство часовни, многие петрозаводчане крайне критически высказались по этому поводу. В частности, известный фотограф и блогер из Петрозаводска Дмитрий Беленихин написал по этому поводу два поста. (Их можно прочитать здесь и здесь).
В ответ со стороны православных активистов пошли различные обвинения. Жительница Петрозаводска Анна Мугачёва на своей странице задалась вопросом, а не является ли Беленихин иностранным агентом, планирующим из Карелии сделать «вторую Украину»?
Ну что тут сказать? Та самая ситуация, которая описывается словами из Библии: «Или, как можешь сказать брату твоему: «брат! дай, я выну сучок из глаза твоего», когда сам не видишь бревна в твоём глазе? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего».
Потому что именно поведение православных активистов до боли напоминает поведение победивших активистов Майдана. Представляющих меньшинство населения, но пытающееся навязать всем свои установки, ссылаясь на то, что их сильно обижали пресловутые «70 лет Советской власти». И пользующихся поддержкой власти…
Но еще больше удивляет, что эти люди выступают от имени народа, заявляя, что дескать именно и только РПЦ является носителем культуры, нравственности и духовных ценностей и символизирует всю нашу историю. Так вот, уважаемые православные активисты, это не так. Представлю свои доказательства.
Начнем с того, что в наши дни Росгвардия регулярно публикует данные о количестве принявших участие в период празднования Рождества и Пасхи. В «мероприятиях», которые обязан посетить любой истинно верующий человек, принимает участие чуть менее 1 процента населения республики. В целом по России обычно процента три, что тоже не густо… Вы представляете меньшинство. Тем не менее, почему-то начинаете диктовать — то запретить, это не проводить…
Теперь по поводу морали и нравственности. С чего все взяли, что главная цель церкви вроде как духовное развитие человека, и якобы без нее такого духовного развития не достичь? Возьмем хоть некоторые из десяти заповедей:
— Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.
— Не убивай.
— Не прелюбодействуй.
— Не кради.
А потом возьмем статистику по домам престарелых, убийствам и нанесению тяжких телесных повреждений, повлекших смерть, разводам и развитию проституции, кражам и грабежам. Сравним цифры каких-нибудь атеистических 70-80х годов и середины 90-х, когда у нас началось бурное «возрождение» духовности. Что-то никакой связи не наблюдается, правда?
Между прочим, в православной Российской империи с реальной духовностью все было примерно так же, вспомним хотя бы ряд произведений великой русской литературы, картины передвижников. Или известный эскиз картины художника Владимира Маковского «Освящение публичного дома».
Но вернемся к современности. Помнится, всю Карелию всколыхнул случай в Петрозаводске, когда пьяный священник насмерть сбил женщину. Да еще и пытался скрыться с места ДТП. И это в первую неделю Рождественского поста!
Тогда был настоящий взрыв возмущения в социальных сетях, где РПЦ вспомнили очень многое. В ответ было высказано мнение, что не все священники такие, и что мол, эта ненависть не оправдана. Как это не покажется странным, автор тогда поддержал вторую точку зрения:
«Действительно, пьяными за рулем ездят не только священники. И ненависть части людей в отношении всех священников говорит только о том, что раньше эти люди испытывали какие-то очень глобальные иллюзии в отношении РПЦ. Наслушались антикоммунистической пропаганды и на самом деле представляли церковь как некое воплощение духовности и прочих очень хороших вещей. Типа, на ней вся Россия держится, без православного священника никуда.
А они вот такие могут быть. Пьяные с утра за рулем. И вообще, РПЦ представляет из себя абсолютно земную структуру, в которой люди делают карьеру, борются за хлебные места, имеют свои экономические интересы и что самое главное – идеологически обслуживают власть. Есть, конечно, «белые вороны», искренние в своей вере люди, но их там явное меньшинство. Я их, между прочим, искренне уважаю».
Еще более показательным был недавний скандал с костомукшским епископом… («ГОЛУБОЙ» СКАНДАЛ В КОСТОМУКШСКОЙ ЕПАРХИИ ТИХО ЗАМЯЛИ | Черника).
Что касается культуры, то несмотря на то, что православная церковь на определенном историческом этапе внесла заметный вклад в ее развитие, она и здесь не является монополистом. Вообще-то народная культура, что русских, что карелов, что представителей других народов, опирается на мощные языческие корни. Которые церковь так и не смогла «выкорчевать».
И уже с Петра Великого наша культура становится вполне светской. Можно вспомнить лишь одно письмо Пушкина Петру Чаадаеву, что характерно, написанное Александром Сергеевичем уже в зрелые годы:
«Что касается духовенства, оно вне общества, оно еще носит бороду. Его нигде не видно, ни в наших гостиных, ни в литературе, оно не принадлежит к хорошему обществу. Оно не хочет быть народом. Наши государи сочли удобным оставить его там, где они его нашли. Точно у евнухов — у него одна только страсть к власти. Потому его боятся. И, я знаю, некто, несмотря на все свое упорство, согнулся перед ним в трудных обстоятельствах — что в свое время меня взбесило. Религия чужда нашим мыслям и нашим привычкам, к счастью, но не следовало этого говорить».
Если говорить о современном состоянии культуры, то тут совершенно замечательным примером является церковный телеканал «СПАС», который регулярно ругает коммунистов-безбожников, но при этом в сетке вещания телеканала масса художественных фильмов, снятых в советский период теми самыми безбожниками. Потому что свои шедевры православные режиссеры за 33 года почему-то так и не сняли. А эти советские фильмы несут хорошие и простые человеческие ценности.
И напоследок про нашу карельскую историю. В свое время бывший карельский губернатор Андрей Нелидов любил публично рассуждать про «духовную лесную республику». Типа у нас тут «Северный Афон», «скрепы» и все такое прочее.
Начнем с того, что христианизация будущей территории Карелии прошла весьма поверхностно и пережитки язычества сохранились, можно сказать, до наших дней. Сейчас в республике готовятся официально отмечать 800-летие крещения карелов, хотя это полумифическое событие почему-то никак не отражено в новгородской летописи. А тогдашняя территория карелов входила в состав Новгородской республики.
Более того, через 300 лет после «крещения карелов», в 1534 году, новгородский архиепископ Макарий жаловался Ивану Васильевичу Грозному: «Еже мы прияхом от святого великого князя Владимера святое крещение — во всей Руской земли скверные молбища идолские разорены тогда, а в Чуди и в Ижере и в Кореле … скверные молбища идолские удержашася и до царстве великого князя Василия Ивановича… Суть же скверные молбища их: лес и камение и реки и блата, источники и горы и холмы, солнце и месяц и звезды и езера. И проста рещи — всей твари (всему существующему) покланяхуся яко богу и чтяху…»
Затем Карелию затронули события церковного раскола. Те же монахи Соловецкого монастыря после его разгрома царскими карателями укрылись в карельском Поморье. Здесь была и легендарная «Выгореция», пусть и задавленная в конце концов жесткими административными мерами романовской империи. Как отмечалось в одном из отчетов о состоянии дел олонецкой епархии в 30-е годы ХIХ века, «раскол усилился здесь настолько, что трудно было найти в приходах карельский дом, в котором не было бы раскольников». Получается, что большую часть истории РПЦ сама устраивала гонения на своих идейных оппонентов.
А что касается русского Петрозаводска, то наш город рождался вместе с новой эпохой, где уже не было места патриаршеству, где не очень любили мироточение икон («Если Богородицы ещё раз заплачут маслом, то поповские задницы заплачут кровью») зато ценили науку и вообще рациональное знание. Где нужны были не церковные колокола, а пушки. Не жития святых, а «Приемы циркуля и линейки» или «Наука статистическая, или механика». Нет, это, конечно, не значит, что тут жили идейные атеисты. Просто традиции скептического отношения к официальной РПЦ, независимости взглядов и свободомыслия складывались на этой территории издавна.
Если же говорить о современной Республике Карелии, то сто лет назад ее основали атеисты. Атеисты ее отстроили, атеисты ее отстояли в Великой Отечественной войне. И в той армии-победительнице не было никаких полковых священников, а были комиссары и политруки. Не православные кресты были ее символами (кресты были по другую сторону фронта), а звезды с серпом и молотом. И в бой они шли не с хоругвями и иконами, а с красными знаменами — символами Октябрьской революции. Какое отношение к этому имеет нынешняя РПЦ?
Подводя итоги, констатируем, что нынешние притязания православных активистов на то, чтобы представлять большинство населения, на то, чтобы монопольно представлять русскую культуру, иметь монопольное право быть носителями морали и нравственности ничем не обоснованы. Это же касается и истории.
Да, если подходить объективно, то деятельность РПЦ — это часть многовековой истории Карелии. Но другая часть ее истории, не менее важная — это противостояние населявших ее жителей деятельности официальной церкви, происходившее в той или иной форме. А также и советский, «безбожный» период. И об этом нужно помнить.