Мы уже привыкли, что в Карелию приезжает масса туристов, которые не стесняются и спокойно оставляют свой мусор на берегах водоёмов, обочинах дорог и в лесах. Хотя и среди местного населения хватает подобных. Люди приезжают на машинах и при этом им сложно увезти мусор с собой. Почему – остаётся загадкой.
В первой половине 2018 года группа киношников с канала ОРТ приезжала в Заонежье, в деревню Кузаранда. Авторам телепроекта приглянулись здешние места и, видимо, поэтому они решили снять в наших краях фильм. Сам сериал лишь осовремененная интерпретация повести Куприна «Олеся». Какой киношедевр получится в итоге – увидим. Но что осталось после съемок?
Одна из основных площадок расположилась в трёх километрах от группы деревень, среди живописных полей, оставшихся от былых хозяйств. Весной в центральной деревне сгорел дом, от которого остались только брёвна и некоторые предметы быта – их-то телевизионщики частично и привезли на поля. Они обещали после съемок увезти всё обратно, но так и оставили «декорации» гнить на месте. В результате в чистом поле, где никогда не стояли дома, валяются сгоревшие обломки чьего-то дома. Брошенный рядом металлический мусор со временем увезли местные жители или туристы.
Несмотря на все претензии, хочется отметить положительные моменты, а именно то, что благодаря киношникам были развеяны будни местного населения, получен увлекательнейший опыт работы с творческими людьми. Говоря о брошенном мусоре, отмечу, что телевизионщики увезли мелкий хлам с собой, за что им благодарность.
На просторах интернета, в сети «ВКонтакте» по тегам «варгазея» была найдена такая фотография.
Что хотел выразить автор сего творения? Непонятно. Лежал камень в лесу, никому не мешал, а тут приехали москвичи и решили заняться наскальной живописью. Теперь этот показатель культурной развитости, а также знания истории и этнографии красуется в сосновом бору. Но самое любопытное – это символ под словом.
Зачем он там? Этот символ был изображен на гравюре польского художника в 20 века и лишь в 90-х стал использоваться в России различными фанатиками-славянистами. Какое отношение этот символ имеет к Русскому Северу, к Карелии, к нашему народу и к Медвежьегорскому району? Никакого! Это надуманная символика.
Проезжая по трассе «Кола» можно наблюдать на скалах следы безудержного «народного творчества».
Прекрасные природные объекты, пусть созданные с вмешательством человека (а именно взрывные работы при постройке дороги), приобрели очень несимпатичный вид. Из-за слабой экологической образованности и культурной недоразвитости некоторых путешественников мы вынуждены созерцать такие пошлые «картины». Чем эти надписи лучше, чем слово из трёх букв на заборе? Ничем. Пора за подобное творчество наказывать, но кто станет этим заниматься? Может правительству Карелии, которое заботится о туристской привлекательности нашего края, стоит заняться проблемой?
Тем более, что наскальные художества не несут никакой ценности и являются набором букв, значимых лишь для тех, кто пишет, а, следовательно, не имеют никакого смысла для окружающих. Эти надписи – выражение самолюбования и эгоизма авторов, которыми движут первобытный инстинкт или банальное отсутствие культурных ценностей и воспитания.
В Заонежье, под Толвуей есть родник Царицын ключ, куда люди кидали монеты, и лишь когда небезразличные граждане повесили там табличку с просьбой не портить чистую воду – варварство прекратилось.
То же самое касается и факта установки какими-то людьми идола Перуна на Воттовааре.
Зачем он там? Какой смысл устанавливать идола, который никакого отношения не имеет ни к традиционной культуре северных народов, ни к окрестностям Воттоваары в целом. Эти люди захотели показать, что их идеалы и вера куда важнее местной культуры и истории?
Почему человек, стремясь к красоте посещаемых мест, совершает такие странные ритуалы? Туристы тем самым демонстрируют, что не считаются с местным населением, местной культурой, экологией существующего природного ландшафта. Они, вероятно, убеждены, что если кинут монетку, установят идола или напишут на скале, то кто-то «сверху» им подарит возможность вернуться в эти места? Но для этого не обязательно портить природные объекты. Кстати, вырезать фигурки зайцев вместо надписей на скалах тоже сомнительное занятие.
Мне нравится теория жизни саамского народа, да и, в общем, былое мировоззрение коренных народов севера, где человек выступал не как «венец природы», а как её неотъемлемая часть, где люди уважительно относились и к другим людям, культурам, и к окружающей среде обитания. Они понимали: то, что они делают сейчас с окружающим миром, будь то двор, деревня, общий берег – отразится на качестве жизни их детей, внуков, правнуков. Но современная теория жизни поменялась, сейчас часто можно слышать слоганы типа «живи сегодняшним днём». Хорошо это или плохо? Стоит поразмыслить всем нам.
… Хочется сказать одно: даже если вы не планируете жить на данной территории, даже если вы будучи туристом не планируете больше приезжать в Карелию, просто относитесь более уважительно к природным и культурным ценностям, ведь именно это будут видеть потомки через много-много лет.
Живите в гармонии с окружающим миром, не мусорите и наслаждайтесь пока ещё чистыми скалами вдоль дорог, не захламленными по чьей-то прихоти полями, не замусоренными пляжами на бесчисленных карельских озерах… И мы с радостью встретим вас на северной земле.