26 апреля сессия Калевальского городского Совета отклонила поправку в Устав о тайном голосовании при выборах главы поселения из своего состава.
Депутат городского и районного Советов Сергей Грушецкий борется за то, чтобы иметь возможность при выборе кандидата на главу Калевальского городского поселения голосовать тайно. Он полагает, что это дало бы ему и другим депутатам возможность проявить свою позицию, не опасаясь административного давления и негативных последствий. Подобную практику тайного голосования, по его мнению, следовало бы закрепить на выборах главы района и главы районной администрации.
28 февраля в Калевале состоялись публичные слушания. В повестке был один вопрос: поправка Сергея Грушецкого. Здесь будет к месту заметить, что все остальные поправки в Устав обсуждались ранее и сразу целым пакетом.
В слушаниях приняли участие 48 человек. Предлагалось внести в часть 2-ю статьи 38-й Устава Калевальского городского поселения следующие изменения:
слова: «Глава Калевальского городского поселения избирается Советом Калевальского городского поселения на заседании Совета из своего состава открытым голосованием большинством голосов от установленной численности депутатов»,
заменить на: «Глава Калевальского городского поселения избирается Советом Калевальского городского поселения на заседании Совета из своего состава тайным голосованием и не менее 2/3 из всего состава депутатов».
За эту поправку проголосовали так: 29 – поддержали, 11 – против, 8 – воздержались. По итогам слушаний Совету было рекомендовано принять поправку о тайном голосовании.
Вопрос вынесли на сессию горсовета 26 апреля. Однако она не набрала, как можно было бы предположить, 7 необходимых голосов. Всего в составе Совета 10 человек, один депутат не присутствовала на сессии. Из девяти депутатов за проголосовали шестеро, а трое – против. Это глава городского поселения, директор Калевальской ДЮСШ Юрий Шилов, директор Централизованной клубной системы Калевальского района Ольга Кураш и фельдшер Калевальской ЦРБ Наталья Крестьянинова.
Сергей Грушецкий не скрывает разочарования. Многолетняя история поправки доказывает: изменить уже сложившуюся практику трудно. Он обращает внимание жителей Калевалы на то, как голосуют избранные депутаты. Глава поселения, председатель Совета, которого депутаты избрали из своего состава, доверив ему представлять интересы народа, голосует вопреки мнению большинства жителей и депутатов. Такую позицию нужно учесть, опуская бюллетень на следующих выборах.
В других районах Карелии за кандидатов на главу района, главу районной администрации и главу городского поселения голосуют по-разному. В каких-то способ голосования в Уставах не закреплён, как, например, в Кондопожском, Сегежском, Медвежьегорском. Где-то Устав чётко прописывает: голосуем тайно, как например, в Муезерском районе. А вот в Лахденпохском районе ничего не скрывают – поднимают руки при свидетелях, открытое голосование прописано в Уставе. В некоторых районах, как в Суоярвском, за главу района голосуют тайно, а за глав администрации и городского поселения — открыто.
Выбор способа голосования – право Совета. Однако при тайном голосовании может сложиться впечатление, что депутатам есть что скрывать от своих избирателей. С другой стороны, если голосование открытое, ситуация неоднозначная, а депутат каким-то образом связан с администрацией, то нельзя исключать административного давления. У обоих точек зрения есть свои сторонники.
Однако, когда депутаты игнорируют мнение земляков, выраженное на слушаниях, это выглядит странно. А зачем тогда вообще проводить публичные слушания? Разве не для того, чтобы учитывать мнение граждан при вынесении решения? И кому нужно самоуправление, не прислушивающееся к голосу жителей? Поправку на слушаниях поддержали 29 человек, на сессии – 6, значит, всего – 35. Против высказались: на слушаниях — 11 человек, на сессии – 3, всего – 14. Явное большинство выступало ЗА поправку о тайном голосовании.
В Госдуме во втором чтении рассмотрен законопроект № 40361-8 «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти». Поправки принимаются до 20 мая, а в июне планируется рассмотреть проект в третьем чтении. Согласно ему, глав органов местного самоуправления будут назначать по представлению губернаторов, система МСУ станет одноуровневой. В кулуарах поговаривают о продлении полномочий действующих Советов, чтобы не тратиться на выборы в преддверии реформы.