Законодательное собрание Карелии одобрило 17 ноября в первом чтении проект республиканского бюджета на 2017 год. На это у карельских парламентариев ушло менее пяти минут, и такой стремительности в принятии основных бюджетных параметров – а в первом чтении, напомню, утверждаются объем доходов, расходов и размер дефицита бюджета – у представительного органа республиканской власти еще не было. Более того, никогда еще в истории современного карельского парламентаризма – а я наблюдаю принятие регионального бюджета с тех времен, когда нынешнее Законодательное собрание именовалось Верховным советом – основной финансовый закон не проходил первое чтение вообще без обсуждения на сессии.
На пленарном заседании республиканского парламента 17 ноября это чтение превратилось в заурядное нажатие кнопок для голосования. «За», «Против», «Воздержался». Но если несколько депутатов в итоге проголосовали против представленного правительством Карелии проекта регионального бюджета, значит, у них были какие-то аргументы для объяснения своей позиции? Почему же никто не высказал эти аргументы вслух, ведь само слово «парламент» происходит от французского глагола parler – «говорить»?
Можно, конечно, все объяснить тем, что основная борьба при принятии бюджета происходит не вокруг трех его главных параметров, а при дальнейшем распределении ассигнований. Однако замечу, что по сравнению с действующим бюджетом республики на 2016 год прогнозируемый объем доходов карельской казны 2017 года меньше на 1,5 миллиарда рублей, а расходов – на 2,6 миллиарда, и принятие этих параметров означает, что Карелию в следующем году ждет серьезное урезание социальных затрат. Потребовал ли кто-то из народных избранников объяснений от республиканского руководства, почему оно не пошло на радикальное сокращение собственных расходов, в том числе – на упразднение неэффективных министерств и ведомств, не способных обеспечить наполнение регионального бюджета? Почему при декларируемом «замораживании» роста зарплат госуправленцев содержание спикера карельского парламента в 2017 году предполагается увеличить почти на 200 тысяч рублей, а «проевшей» десятки миллионов рублей Корпорации развития Карелии, которую возглавляет экс-депутат Законодательного собрания, чудом избежавшая уголовной ответственности за мошенничество с бюджетными средствами, планируется выделить еще десять миллионов из карельской казны на «сопровождение инвестиционных проектов»?
В отличие от сотен тысяч карельских избирателей депутаты республиканского парламента имеют возможность напрямую задать эти вопросы правительственным чиновникам, которые разрабатывали проект регионального бюджета. И даже если те уклоняются от ответов на такие вопросы, их можно задавать снова и снова, ведь парламент – это место, где нужно «говорить», а не просто нажимать кнопки для голосования…