Бюджет Карелии-2016: урежем все по-тихому?

0
1567
Минфин Карелии. Фото: Валерий Поташов
Минфин Карелии. Фото: Валерий Поташов

Карельские законодатели назначили проведение публичных слушаний по проекту республиканского бюджета на 2016 год на 23 ноября. Сам документ должен поступить в парламент Карелии до 12 ноября. Однако заканчивается октябрь, а на официальном сайте министерства финансов республики почти нет никаких материалов по бюджету следующего года, и невольно возникает ощущение полной закрытости бюджетного процесса и стремления скрыть от населения региона бюджетные проектировки, хотя речь идет, в общем-то, о распределении средств налогоплательщиков.

Пока жителям Карелии приходится довольствоваться лишь теми основными характеристиками проекта регионального бюджета, которые были озвучены исполняющим обязанности министра финансов республики Алексеем Максимовым на заседании карельского правительства в конце сентября: объем доходов спрогнозирован в объеме 24,4 миллиарда рублей, расходов — 26,9 миллиарда, а размер бюджетного дефицита соответственно – в размере 2,5 миллиарда. Причем, как было отмечено на заседании республиканского кабинета министров, этот прогноз в очередной раз сформирован на основе «умеренно оптимистического» сценария социально-экономического развития Карелии, однако все последние годы этот «умеренно-оптимистический сценарий» оказывался в итоге весьма далек от реальной ситуации в карельской экономике.

Алексей Максимов. Фото: gov.karelia.ru
Алексей Максимов. Фото: gov.karelia.ru

Впрочем, исходя даже из этих цифр, можно говорить о том, что социальной сфере республики придется существенно урезать свои расходы. Достаточно сравнить прогнозируемый объем расходной части бюджета Карелии-2016 – 26,9 миллиарда рублей – с параметрами расходов республиканского бюджета-2015 – 32,2 миллиарда рублей.

Между тем, редакции «Черники» все же удалось познакомиться с одним документом, связанным с подготовкой проекта республиканского бюджета на 2016 год, а именно – с методическими указаниями по распределению предельных объемов бюджетных ассигнований, подготовленными карельским Минфином. Судя по этому документу, в следующем году республику ждет снижение уровня финансового обеспечения по всем направлениям, влияющим на уровень жизни ее населения.

Прежде всего, мы обратили внимание на планируемое сокращение бюджетных ассигнований на заработную плату, которое составляет 4% к уровню нынешнего года, и уменьшение расходов на услуги государственных и муниципальных учреждений (затраты на эти цели предположительно составят 90 % от уровня 2015 года). Финансирование мер социальной поддержки населения предусмотрено в прежнем объеме, хотя очевидно, что, к примеру, социальная поддержка граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг требует индексации. При этом в Карелии планируется на 10% сократить расходы на обязательное медицинское страхование неработающего населения и урезать субсидии юридическим лицам, за исключением предприятий ЖКХ – в числе пострадавших окажутся, в частности, карельские сельхозпроизводители.

Как следует из методических рекомендаций, республиканские власти собираются и дальше обременять муниципальные образования дополнительными расходами на обеспечение образовательного процесса без источника их финансирования. Напомним, что в нынешнем году затраты по оплате труда работников муниципальных общеобразовательных учреждений, не участвующих в образовательном процессе, были переданы на уровень муниципальных образований без необходимых для этого средств. А в следующем году карельские чиновники намерены сократить субвенцию республиканского бюджета и расходы на оплату труда уже тех работников, которые участвуют в образовательном процессе.

Сельские школы Карелии ждет дальнейшая "оптимизация"? Фото: Губернiя Daily
Сельские школы Карелии ждет дальнейшая «оптимизация»? Фото: Губернiя Daily

По мнению экспертов, которых «Черника» попросила прокомментировать документ республиканского Минфина, эти рекомендации были написаны без серьезного анализа ситуации и стратегических последствий в различных отраслях государственной и муниципальной сферы. «Все предложения выработаны примитивным техническим (математическим) методом – независимо от структуры предоставляемых услуг, демографической структуры населения. Всем просто предложено сократить расходы на одинаковый процент. Каким образом это в перспективе скажется на количестве и качестве услуг здравоохранения, образования, культуры, социального обслуживания населения, видимо, не очень важно», — констатировал известный карельский финансист.