В Конституционном суде Карелии 11 октября началось рассмотрение иска о признании неконституционным республиканского закона, упразднившего в прошлом году прямые выборы глав Петрозаводского и Костомукшского городских округов. Истцами по этому делу выступили почти два десятка граждан – бывшие и нынешние депутаты Законодательного собрания республики, руководители общественных организаций, ученые и журналисты. Однако на само судебное заседание пришли в итоге менее половины заявителей, и их общую позицию Конституционному суду представил депутат парламента Карелии Андрей Рогалевич.

Он напомнил, что в июне 2015 года прежний депутатский корпус принял региональный закон, который утвердил в республике новый порядок избрания глав городских округов. Этот закон лишил жителей Петрозаводска и Костомукши права самим избирать своих мэров и фактически передал руководство городскими округами назначаемому сити-менеджеру. А после скандального «удаления в отставку» в декабре прошлого года последнего избранного мэра карельской столицы Галины Ширшиной, первым петрозаводским сити-менеджером стала Ирина Мирошник.

Перед началом заседания Конституционного суда Карелии. Фото: Валерий Поташов
Перед началом заседания Конституционного суда Карелии. Фото: Валерий Поташов

– По нашему мнению, этот закон умаляет права избирателей, которые потеряли одно из своих конституционных прав – право выбирать,  – заявил на судебном заседании Андрей Рогалевич. Он также обратил внимание на суда на тот факт, что закон, упразднивший прямые выборы глав Петрозаводска и Костомукши, был принят республиканским парламентом 18 июня и в то же день подписан главой Карелии Александром Худилайненом и официально опубликован, хотя губернатор в этот день находился за пределами республики  – в Санкт-Петербурге.

– С момента принятия и опубликования закона прошло буквально три часа, – подчеркнул Рогалевич. Отвечая на уточняющие вопросы суда, депутат высказал предположение, что закон не был подписан главой Карелии Александром Худилайненом 18 июня, потому что, по мнению парламентария, губернатор просто физически не мог это сделать за столь короткий промежуток времени.

– Мы считаем, что на законе должна быть «живая подпись» главы республики, не галочка, не звездочка и не любой другой знак, – пояснил Андрей Рогалевич. – Три часа с момента принятия закона и размещения его на сайте органов государственной власти, по нашему мнению, не позволили бы из Петрозаводска привезти главе республики принятый Законодательным собранием Карелии закон, поставить подпись, отвезти его обратно и разместить на сайте органов государственной власти.

Конституционный суд Карелии. Фото: Валерий Поташов
Конституционный суд Карелии. Фото: Валерий Поташов

Интересно, что именно это обстоятельство привлекло особое внимание Конституционного суда. Если на доводы истцов о нарушении избирательных прав граждан заместитель начальника правового отдела аппарата Законодательного собрания Карелии Елена Катаева довольно быстро нашла контраргументы и сослалась на федеральное законодательство, предоставляющее органам местного самоуправления право самим определить модель избрания глав территорий – а инициатором отмены прямых выборов мэра Петрозаводска выступили депутаты городского совета, то подтвердить в суде факт подписи губернатором оспариваемого закона не смог никто. В итоге Конституционный суд Карелии отложил рассмотрение иска до 13 октября и потребовал от представителей губернаторской администрации представить к этой дате документы, которые могли бы хоть каким-то образом удостоверить, что глава Карелии Александр Худилайнен, находясь за пределами республики, действительно, подписал скандальный закон. Это требование суда явно вызвало среди ответчиков смятение, но следующее заседание Конституционного суда, возможно, даст хотя бы ответ на вопрос: подписывал ли губернатор закон до его опубликования, или это было сделано уже после того, как документ оказался на официальном сайте органов государственной власти республики?