Если вам доводилось летать российскими авиакомпаниями, думаю, вы не раз были свидетелями того, как после удачного приземления пассажиры лайнера аплодируют пилоту. Я ни разу не сталкивался с такой традицией на финских или скандинавских рейсах, и для меня всегда было загадкой: почему завершение обычного полета вызывает порой такие овации у россиян? То ли пассажиры выражают свою радость за благополучное окончание далеко не самого безопасного путешествия, то ли благодарят экипаж за оказанную услугу, хотя, на мой взгляд, ее качество зачастую не соответствует аплодисментам.
Однако я вспомнил об этом совсем по другому поводу. На днях мне попалось на глаза очередное «победное» сообщение республиканского правительства об «опережающих темпах» завершения проекта «100 дорог Карелии», и мне показалось, что карельские чиновники явно рассчитывают на овации за то, что они худо-бедно залатали дыры на самых главных магистралях Петрозаводска и на дороге Олонец-Вяртсиля. Но аплодировать совершенно не хочется – и не потому, что меня, как автомобилиста, не радуют отремонтированные карельские трассы, а потому что есть, с чем сравнивать этот ремонт и содержание дорог.
Нынешней осенью мне довелось проехать через всю Псковскую область, которую принято считать самым депрессивным регионом Северо-Запада России. Мой путь пролегал по участкам федеральных трасс, по проселочным дорогам, по улицам районных центров и обычных деревень, и должен признать, что по сравнению с Карелией автодорожная сеть Псковской области выглядит почти идеальной. Я не встретил ни одной – повторю: ни одной! – не заделанной ямки, хотя в сельской местности псковские дороги, конечно, тоже изобилуют ухабами. При этом бюджетные расходы области и республики на дорожное хозяйство не слишком различаются в цифрах – три-четыре миллиарда рублей.
Ни в одной псковской деревне я не видел таких огромных воронок в асфальте, какие встречают всех въезжающих в столицу Карелии через Сулажгору. Невольно складывается впечатление, что на Сулажгорских высотах только-только закончилась война, и «город воинской славы» еще не успел оправиться от боев.
Однако опасные ямы, где можно разбить подвеску или порвать покрышку автомобиля, в Петрозаводске попадаются не только на окраинах, но даже в самом центре города – на проспекте Ленина. Каждый день такие ямы вынуждены объезжать сотни, если не тысячи машин прямо под окнами чиновников городской администрации, и тут уж невольно приходится вспомнить популярное среди автомобилистов выражение «Какая власть, такие дороги!». Даже перед подъездом к республиканскому министерству финансов водителей встречают колдобины, которые не увидишь ни в одном районном центре «самого депрессивного региона Северо-Запада».
Возвращаясь к тому, с чего начал этот рассказ, хотел бы вспомнить забавную надпись в одном из египетских аэропортов, куда любили прилетать на отдых в «докрымский период» тысячи россиян: «We apologize, but we are working for you». Эту фразу можно перевести как «Мы приносим свои извинения, но мы работаем для вас». На мой взгляд, такие слова должны украшать кабинет каждого карельского чиновника, ответственного за содержание дорог до тех пор, пока их качество не приблизится хотя бы к уровню «самого депрессивного региона Северо-Запада России». А на победные овации в ближайшие годы им рассчитывать не стоит.