Накануне выходных Арбитражный суд Карелии вынес решение по иску петрозаводского предпринимателя Антона Белкина к республиканскому Управлению государственного автодорожного надзора, которое в марте нынешнего года арестовало пассажирский автобус бизнесмена. Белкин оказался первой жертвой сотрудников УГАДН, устроивших весной настоящую охоту на карельских частных автоперевозчиков, которые после прошлогоднего конкурса на пригородные и межмуниципальные автобусные рейсы были фактически выдавлены с прежних маршрутов и стали возить пассажиров «по заказу». Республиканские власти, устроившие передел регионального рынка автоперевозок, обвинили организаторов «заказных» рейсов в нелегальной деятельности, и на борьбу с «нелегалами» вышли сотрудники ГИБДД и УГАДН, которые под разными поводами  занялись задержанием и арестом транспорта местных предпринимателей.

По словам Антона Белкина, 17 марта его автобус привез пассажиров из Беломорска на железнодорожный вокзал Петрозаводска, и хотя водитель имел при себе всю необходимую документацию – лицензию, страховку и путевой лист, сотрудники УГАДН повергли транспортное средство «принудительной эвакуации». Как следует из материалов арбитражного дела, арест на автобус предпринимателя Белкина был наложен «в целях обеспечения производства по делу об административном правонарушении, в связи с невозможностью составления протокола об административном правонарушении на месте выявления».

В отношении Антона Белкина сотрудники УГАДН возбудили дело об административном правонарушении по части 4 ст. 11.14.2 КоАП РФ («Нарушение правил перевозок пассажиров и багажа по заказу»). Вот, что рассказывал в апреле предприниматель корреспонденту «Черники» об обстоятельствах этой истории:

«В моем автобусе оказался «подсадной», которому нужно было выявить, что деньги принимает мой водитель, однако в автобусе находился представитель заказчика, она и принимала деньги. Однако «подсадной» дал нужные для УГАДН показания, что оплату принимали мои водители. Это послужило основанием ареста и эвакуации автобуса. Мотивацией было то, что якобы невозможно составить протокол на месте и для обеспечения правильного рассмотрения дела необходимо отправить автобус на штрафстоянку. Юристы, которые мне помогают, разъяснили, что за это правонарушение, хотя его не было, эвакуация автобуса вообще не предусмотрена. Сейчас автобус находится на штрафстоянке в Шуе, УГАДН ничем не обосновывает такой долгий арест транспортного средства. Когда автобус арестовывали, водителю никаких бумаг вообще не дали. Когда я стал звонить в дорожный надзор и стал узнавать о судьбе моего автобуса, заместитель главного государственного инспектора Госавтодорнадзора Карелии Денис Красноперцев посоветовал мне обратиться в ГИБДД и подать заявление об угоне. Сейчас я, естественно, терплю убытки, страдают пассажиры. По моему мнению нас просто-напросто «прессуют» в пользу победителей этого скандального конкурса».

Денис Красноперцев. Фото: Алексей Владимиров
Денис Красноперцев. Фото: Алексей Владимиров

Как выяснилось в суде, предприниматель был прав: сотрудники УГАДН не имели права арестовывать его автобус. Вот, что говорится в решении карельского арбитража:

«Законодателем предусмотрена возможность применения такой меры обеспечения как арест товаров, транспортных средств и иных вещей, при выявлении не любых административных правонарушений, а только непосредственно перечисленных в КоАП РФ, в качестве санкций по которым предусмотрена конфискация предметов (средств) совершения административного правонарушения. Правонарушения, ответственность за которые установлена статьей 11.14.2 КоАП РФ, в этот перечень не входят. Следовательно, мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде ареста транспортного средства при производстве по данному делу применена незаконно».

Кроме того, как считают в суде, сотрудниками УГАДН был фактически произведен не арест, а задержание транспортного средства с перемещением его на штрафную стоянку. Однако и такая санкция по делу о нарушении правил перевозок пассажиров и багажа по заказу является незаконной.

Напомню, что арест автобуса предпринимателя Антона Белкина был не единственным. В начале апреля сотрудники УГАДН точно так же задержали у железнодорожного вокзала Петрозаводска автобусы бизнесмена из Кондопоги Евгения Данилкина. И эти скандальные аресты стали главной темой на «Правительственном часе» в республиканском парламенте, куда был приглашен председатель Госкомитета Карелии по транспорту Виктор Дроздов.

Как уже рассказывала «Черника», тогда уполномоченный по защите прав предпринимателей республики Елена Гнетова задала правительственному чиновнику весьма интересные вопросы, касающиеся арестов автобусов, на которые господин Дроздов не смог дать внятных ответов.

Карельский бизнес-омбудсмен Елена Гнетова. Фото: Валерий Поташов
Карельский бизнес-омбудсмен Елена Гнетова. Фото: Валерий Поташов

– Есть ли у комитета по транспорту договор с ООО «КТК», куда направляются арестованные автобусы? – спросила у председателя Госкомитета по транспорту карельский бизнес-омбудсмен.

– Думаю, что у УГАДН такое соглашение есть, – предположил в ответ правительственный чиновник.

– А у вас договор со стоянкой, куда направляются арестованные автобусы, есть? – повторила свой вопрос Елена Гнетова.

– Думаю, что у УГАДН такое соглашение есть, – повторил свой ответ председатель комитета по транспорту.

– Нет, не у УГАДН. У УГАДН такого договора нет. У комитета?

– У комитета его не должно быть, – выдавил, наконец, из себя Дроздов.

– Значит, что касается этого договора, ООО «КТК», куда сопровождаются арестованные автобусы, утверждает то, что у него есть именно с вами такое соглашение, – сообщила председателю Госкомитета по транспорту уполномоченный по защите прав предпринимателей и совсем загнала правительственного чиновника в тупик:

–  Не выдавая арестованное транспортное средство, компания «КТК» ссылается на закон Республики Карелия о порядке перемещения задержанных транспортных средств на специализированную стоянку. Но в этом законе указано, что только задержанные автобусы могут сопровождаться и находиться на такой стоянке, но ни как не арестованные. И на сегодняшний день арестованные автобусы не могут задерживаться частной автостоянкой, тем более на основе этого закона. Я считаю, что это не законно. Причем, Антону Белкину выставляется счет практически на 120 тысяч, и этот автобус не выдается незаконным образом.

–  Я не готов сейчас ответить про соглашение, о котором вы сказали, – сдался Виктор Дроздов. – Я обязательно с вами свяжусь, и мы этот вопрос отработаем.

Виктор Дроздов. Фото: Валерий Поташов
Виктор Дроздов. Фото: Валерий Поташов

Однако, учитывая решение Арбитражного суда Карелии, признавшего незаконность действий сотрудников УГАДН, скандальными арестами автобусов местных перевозчиков впору заниматься прокуратуре.