В порыве предвыборного мазохизма Законодательное собрание Карелии сделало себе обрезание. Принят так называемый «Закон 36-и». Внесено изменение в Конституцию Карелии, согласно которому число депутатов будет теперь составлять 36, а не 50. Ничего не хотел писать об этом законе. Не хотел, пока не услышал, что приближенные к кормушке депутаты называют этот закон «Законом Чести».
Слово «честь», звучащее из уст некоторых наших политиков, – уже ругательство. Но применительно к этой законодательной инициативе оно звучит, как мат в храме. Лично я бы, наверное, назвал этот закон «законом подлости». Если бы это прекрасное название уже не было занято. Ну, пусть будет «закон лукавства». От лукавого сама идея. Лукавы аргументы, выдвигаемые в ее обоснование. Да и цели – лукавы.
Чем мотивировали необходимость перемен? Нам говорят: «Сократив число депутатов, в период кризиса мы сэкономим на деятельности органов власти». Интересно, что этот смехотворный аргумент выдвигают даже члены комитета ЗС по бюджету. В плену этой счастливой иллюзии пребывают и люди, которые называют себя профессиональными финансистами. Бредовость этого аргумента такова, что даже всерьез обсуждать не хочется. Он идиотичен хотя бы уже потому, что и сейчас количество депутатов, работающих на зарплате, приблизительно равняется этой же магической цифре – 36. Откуда же возьмется «экономия»? Если же какая-то копеечная экономия все-таки возникнет, то эта капля растворится в бюджете, и никто никогда ее больше не увидит.
Вы, господа, действительно хотите сэкономить? Может, тогда для начала хотя бы привести численность чиновников в Карелии в соответствие с российскими нормативами? Или уж ладно, не надо никого сокращать! Может, просто прекратить наращивать численность чиновников и плодить новые никому не нужные органы государственной власти?
Или, может, стоит прекратить кормить за счет бюджета «Корпорацию развития»? Заткнуть, наконец, эту черную дыру? Забыть о мифических инвестициях и дать хорошего пинка ведомствам, которые должны заниматься приватизацией государственной собственности?..
А может, начать ликвидировать ГУПы – тоже черные дыры, в которых бесследно исчезают бюджетные миллиарды? Ну или не ликвидировать, а хотя бы прекратить создавать новые?..
Ой, не заводите меня на тему экономии!..
Нам говорят: «36 депутатов будут работать эффективнее, чем 50». Ну, разумеется! Самым эффективным, вообще, был бы парламент, в котором есть председатель и еще два депутата. Причем все трое – назначены лично главой республики. Вот тут бы работа закипела…
Что такое, вообще, эта самая «эффективность» работы парламента? Если под этим понимается та скорость, с которой он одобряет инициативы исполнительной власти, то да, возрастет. Если же в приоритете качество принимаемых решений, то чем больше мозгов, чем больше учтено позиций – тем лучше. Нам какая эффективность нужна?.. Парламент, вообще, это — то место, где должны приводиться к общему знаменателю разные идеи, взгляды, позиции. Если в парламенте представлена только одна позиция, то это уже не парламент, это – Государственная дума. Это – эффективность?.. Сейчас, кстати, Госдума в очередной раз озаботилась острейшей проблемой современности – возвращением летнего времени. Ведь все остальные проблемы в стране уже решены…
Нам говорят: «В результате сокращения депутаты станут ближе к народу». Это мне, вообще, напоминает советские времена, когда власть проводила повышения цен «по многочисленным просьбам трудящихся».
Как это – ближе-то? Хоть бы объяснил кто! Норма представительства существенно снижается. Один депутат в ЗС Карелии будет представлять уже больше 50 тысяч избирателей. Мне хотелось бы посмотреть на эту «близость», учитывая, что избиратели разбросаны по огромной и плохо обжитой территории.
Я не знаю, как будет разрываться депутат, в чей округ войдут, например, Муезерский и Калевальский районы, да еще и город Костомукша. Или вот округ: Лоухский, Кемский и Беломорский районы – и один депутат… Нормально? При всем желании за весь срок своих депутатских полномочий он даже просто объехать населенные пункты своего округа не сможет… Получил депутатский мандат? Вступил в комитет? Получил кабинет? Вот и сиди в своем кабинете, выступай в своем комитете и любуйся своим мандатом. Нечего по округу шляться, народ смущать! Не удивлюсь, если и традиционную неделю работы в округах для депутатов упразднят. Смысл куда-то ездить?.. Только деньги бюджетные тратить.
Что получаем мы, избиратели? Это ведь, кажется, «для нас» сделано? Для нас личная узнаваемость и личная доступность депутата Законодательного Собрания резко снизятся. И сейчас-то мало кто видел живьем своего депутата. Но был хотя бы теоретический шанс. У нас в районах и так снижается доступность всего. Снизилась доступность медицинского обслуживания, образования, почты, культуры… Теперь вот снизится и доступность депутата, которому можно было пожаловаться на недоступность всего остального.
Зато вырастает цена депутатского мандата. Цена – в прямом смысле. В деньгах. Организовать и провести эффективную избирательную кампанию в округе размером с Францию, да еще без дорог, без мостов, а кое-где и без мобильной связи – это, правда, дорого. Доступно это будет только самым богатым. Олигархам и их «куклам». Ну и еще тем, кто «богат» нашим общим ресурсом – административным. Административный ресурс на выборах выходит на первый план как средство достижения цели. И ни у кого, кажется, нет сомнений, в чьих это интересах. В интересах власти и ее карманной партии.
В заведомом проигрыше оказываются депутаты, которые как раз честно пахали на своем округе в нынешнем созыве. Которые действительно популярны. Такие, представьте, есть. Пять лет ты работал, завоевывая уважение избирателей, в своем округе тебя все знают. Теперь вдруг оказывается, что к твоему округу на выборах будут прирезаны еще полтора-два таких же – и там тебя никто знать не знает и в глаза не видел… Такая вот комбинация.
В заведомом проигрыше останутся, вообще, все политические партии, которые сегодня имеют небольшое представительство в Законодательном собрании. Представительство оппозиции (хотя бы даже условной) в парламенте сильно сократится.
Мой прогноз на фракционную архитектуру Законодательного собрания по итогам выборов 2016 года:
26—28 депутатов составят фракцию «Единая Россия», а также солидарно с нею голосующую группу «независимых», представителей ЛДПР и так далее. Из оппозиционных партий устойчивый шанс сформировать партийную фракцию имеет, кажется, только КПРФ. В случае большого везения – еще и «Справедливая Россия». Если, конечно, внутренние противоречия в региональных отделениях этих партий не возьмут верх. «Единая Россия», скорее всего, получит конституционное большинство – и дальше уже сможет менять Конституцию Карелии по своему усмотрению, ни у кого не спрашивая и ни с кем не считаясь.
На выборах «Единая Россия» получит и еще одно важное преимущество, о котором оппоненты пока даже не вспомнили. Это метод подсчета голосов и распределения мандатов по партийным спискам, применяемый в России. По этому методу все дробные остатки голосов по округам отдаются партии, набравшей большинство. Округа будут укрупняться, а количество мандатов уменьшится. Дальше – простая арифметика. Чем меньше делимые числа, тем относительно больше дробные остатки. Только на этих дробных остатках «Единая Россия» может получить пару лишних мандатов в будущем ЗС.
Собственно, «Единая Россия» и является, видимо, главным бенефициантом проведенных изменений в Конституцию. Да и сами изменения, по-моему, были затеяны потому, что у власти возникли большие сомнения, что после всех «оптимизаций» и социальных урезаний народ будет голосовать за партию власти. Выборы мэра Петрозаводска многому научили чиновников. Мне кажется, в честность больше никто играть не собирается: честно не выиграть. Ставка сделана на административный ресурс и манипулятивные технологии, и это было продемонстрировано на недавних муниципальных выборах в Олонце и в Шелтозере.
Отсюда – все предвыборные движения. Месяц назад власть попыталась протащить инициированный ЦИК законопроект, расширяющий список труднодоступных территорий. Ни для кого в зале заседаний ЗС не было секретом, что это делалось с единственной целью: максимально расширить зону досрочного голосования, которое практически не поддается общественному контролю. И это звучало в выступлениях депутатов! При этом никто из инициаторов законопроекта даже не покраснел. Проект провалили. Зато теперь вот с Конституцией все получилось…
Что тут сказать. Выигрывает тот, кто устанавливает правила игры.
Вот вообразите: все готовятся к очередному Чемпионату мира по футболу. Команды и тренерские штабы тренируются, выстраивают стратегию и тактику, анализируют сетку отборочных игр, готовят новые схемы игры. И вдруг за полгода до Чемпионата ФИФА неожиданно меняет правила отбора, методику подсчета очков, сетку игр, а заодно корректирует еще и размер футбольного поля и площадь ворот. Что бы было в мире футбола? Страшно подумать!
В принципе, с этой ситуацией сопоставимо то, что произошло в карельском парламенте в минувший вторник. И ничего: мир не перевернулся. И депутаты, и общество практически молча проглотили. За редким исключением, никто не поперхнулся. Привычка… Годы тренировок. А скоро научимся даже не морщиться.
Оригинал публикации: https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=833814880069895&id=100003241723178