За последние два-три месяца тема импортозамещения совершено исчерпала свой потенциал в официальной повестке дня республиканского правительства. Карелия опять не в тренде. Хотя очевидно, что причины этого находятся вне поля самостоятельного взгляда на перспективы регионального экономического развития. Ключевая проблема здесь – отсутствие последовательной государственной политики, вырабатываемой на основе понимания реально существующих процессов и готовности следовать рекомендациям экспертов-экономистов.

Примерно полтора года назад, поняв, что нынешняя внешняя политика федерального центра может привести только к изоляции, республиканское правительство подхватило идеологическую концепцию, согласно которой изоляция – часть продуманного плана и на самом деле она крайне полезна для Карелии и всей России. Министерство экономического развития РК стало утверждать, что снижение импорта и иностранных инвестиций, санкции и контрсанкции в конечном итоге способствуют импортозамещению и столь ожидаемому росту. То есть министерство вернулась к рассуждениям, которые обычно звучат, когда промышленность находится на ранней стадии развития: если отечественное производство изначально неконкурентоспособно, протекционистская политика позволит ему догнать, а затем и перегнать иностранные компании. Кстати, не поэтому ли единственная «лингвистическая» новация в новой структуре республиканских органов исполнительной власти коснулась именно данное ведомство? К «министерству экономического развития» теперь добавилась «промышленность».

Минэкономразвития Карелии. Фото: Валерий Поташов
Минэкономразвития Карелии Фото Валерий Поташов

В мировой экономической истории известно достаточно много случаев злоупотребления идеей протекционизма. Ведь для того, чтобы концепция импортозамещения заработала, необходимо выполнение нескольких условий.

Во-первых, эта формула применима лишь к некоторым отраслям, а не к экономике в целом. Как правило, перспективные производства, отстающие от своих зарубежных конкурентов, нуждаются в современных технологиях, которые приходится импортировать.

Во-вторых, производительность в защищаемой отрасли должна быть близка к производительности ее конкурентов. Но производительность труда в большинстве отраслей карельской промышленности – особенно в защищаемых – отстает от «передовых образцов» в разы.

В Карелии стали выпускать сыр по итальянской технологии, но его цена для многих жителей республики не по карману. Фото: Валерий Поташов
В Карелии стали выпускать сыр по итальянской технологии но его цена для многих жителей республики не по карману Фото Валерий Поташов

В-третьих, для того чтобы достигнуть необходимого уровня, так называемая зарождающаяся промышленность должна иметь возможность зависеть от емкого внутреннего рынка. А это не случай Карелии. Более того, это даже не случай России, чей внутренний рынок, особенно при низких ценах на нефть, незначителен; в номинальных долларах доля России в мировом ВВП в настоящее время составляет только полтора процента.

Наконец, в-четвертых, защита отрасли должна быть временной, в противном случае у нее не будет стимула догнать бывших соперников, стоимость продукции для населения окажется слишком высокой, и предприятия не будут приносить прибыль.

В условиях эмбарго на продовольствие из ЕС рынок России и Карелии оказался открыт для пролукции из подконтрольных сепаратистам районов Донецкой области Украины, которые фактически демпингуют российских производителей. Фото: Валерий Поташов
В условиях эмбарго на продовольствие из ЕС рынок России и Карелии оказался открыт для продукции из подконтрольных сепаратистам районов Донецкой области Украины которые фактически демпингуют российских производителей Фото Валерий Поташов

Довольно очевидно, что защита отдельных отраслей не может стать оправданием для полномасштабной изоляции. Карелия нуждается в новых инвестициях и современных моделях – как технологических, так и управленческих, что подтверждается всем набором инструментов, которые столько активно предлагаются республике со стороны федерального Агентства стратегических инициатив.

России же в целом необходим доступ к современным услугам, в том числе финансовым. России нужен выход на мировой рынок. Что бы ни говорило правительство, Россия, как и любая другая современная экономика, не может процветать на основе автаркии.

За пределами нефтяного и отчасти агро-сектора оснований для оптимизма все меньше. Неудивительно, что даже при слабом рубле объем российского экспорта не увеличился. Понижение курса рубля, санкции и особенно контрсанкции привели к падению импорта на 16% ВВП – до самого низкого уровня с 2009 года. И все же объем экспорта не изменился: среднее отношение объёма экспорта к ВВП составляет 32-34%. Очевидно, что изоляция лишает экспорт потенциала роста на новых рынках, это относится и к транспортному сектору, и к туризму, и к сельскому хозяйству. Теперь они замкнуты на внутренний рынок.

За политику изоляционизма Карелии придется дорого заплатить. Фото: Валерий Поташов
За политику изоляции Карелии придется дорого заплатить Фото Валерий Поташов

Развитие карельской экономики будет зависеть от внешней и внутренней политики. При сохранении статус-кво изоляция только продолжится. Чтобы снизить риски общественного недовольства и возможных протестов, власть будет вынуждена начать перераспределять ограниченные ресурсы. Конечно, новый общественный договор, в котором легитимность принимаемых решений основана на запредельной мобилизационной риторике, а не на процветании, только выигрывает от изоляции. Чем меньше инвестиций и торговли, чем меньше контактов с другими странами, тем легче убедить народ, что в трудностях виноват Запад. Но как долго Карелия будет идти по этому пути? Может быть, в краткосрочной перспективе это и не приведет к катастрофическим последствиям, но в долгосрочной перспективе за изоляцию придется очень дорого заплатить.