Вновь тревожный август: в огне почила красочная литургия церкви Успения в Кондопоге. Если это не грозный знак, то что же?! Вероятно не захотела освящать эпоху стяжательства и разбоя, социального раскола и несправедливости, стремления городить заборы в крае, где их никогда не знали.
Апостольский Русский Север веками служил нравственным ориентиром для остальной России, сохраняя традиции раннехристианского духа. Разве возможно забыть героическое сопротивление Соловецкой киновии скороспелым, непродуманным и, как оказалось катастрофическим по последствиям, церковным реформам патриарха Никона в сташном семнадцатом столетии, первую мученическую смерть за старую веру на Палеострове епископа Павла Коломенского и начало страстного пути инока Епифания в Виданской пустыни близ Кондопоги? Разве не в этих пределах таежной северной окраины появились главные центры русской беспоповщины – Даниловский и Лексинский монастыри, освящавших своим крестным знамением крестьян и работников Заонежья, Пудожья и Поморья?
Свободолюбивый дух северного славянства не раз напоминал о себе в череде бунтов и восстаний. Да и Успенская церковь, как предполагается, была построена в том числе в память о жертвах знаменитого Кижского восстания 1769- 1771 гг., охватившего тогда сотни деревень Заонежья, а также селения вепсов и карелов.
Церковь Успения Пресвятой Богородицы была явлением стоическим – в стороне от города и от музея «Кижи» она как верный страж несла службу на рубежах духовных. Да и возникла она на некогда порубежной земле между двумя административными округами-погостами – Кижским и Шуйским, объединив прихожан Кондопоги – ведь село тоже было поделено между Кижами и Шуей.
В том, что случилось в Кондопоге виноваты все мы – власть, обшество, да и просто люди, не осознавшие до сих пор, что без солидарных действий ничего в нашей жизни не изменится. Казалось бы, равнодушие и апатия, существование с установкой на авось–поведенческие модели уже давно обозначенные, но тем не менее попыток их преодоления – после стольких уже катастроф общенационального масштаба – так и не предвидится. Нравственная аберрация, а не заявленные сверху духовные скрепы – вот что сегодня определяет общественный климат страны. При общем равнодушии повсеместно формируются органы власти, управления и надзора из не профессионалов, когда при назначениях ценятся лишь лояльность и сервильность, умение угодить вышестоящему чиновнику.
Стремление части общества построить некий зрительный аналог кондопожской церкви вызывает закономерный вопрос: а есть ли у вас новое вино для новых мехов?
И еще из Евангелия: кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего.