В колыбели Северной Карелии

2
1049
Памятник карельскому рунопевцу Мийхкали Перттунену в деревне Вокнаволок. Фото: Валерий Поташов

В минувшую пятницу в Карелию пришло радостное известие: деревня Вокнаволок (Костомукшский городской округ), находящаяся в Прибеломорской Карелии (Vienan Karjala), вышла в победители международного конкурса и на 2017 год станет культурной столицей финно-угорского мира. Событие знаковое не только для самой деревни, но и всего карельского народа.

Конкурс был объявлен 17 марта 2016 года в венгерской деревне Искасентдьёрдь, которая вместе с венгерским городом Веспрем являются культурными столицами финно-угорского мира в нынешнем году. Конкурс преследует целью укрепление этнической идентичности финно-угорских и самодийских народов, а также усиление взаимодействия между ними. Организатором конкурса выступила Молодежная ассоциация финно-угорских народов (МАФУН). Деревня Вокнаволок стала пятой культурной столицей финно-угорского мира.

Говорящая по-карельски

В деревне Вокнаволок. Фото: Валерий Поташов
В деревне Вокнаволок. Фото: Валерий Поташов

Впрочем, деревня Вокнаволок в свои лучшие времена была центром Прибеломорской Карелии наряду с селами Ухтуа и Кестеньга. Во времена путешествий Элиаса Леннрота Вокнаволок был даже более продвинут, как это сейчас принято говорить, и в культурном, и в экономическом отношении, в сравнении с Ухтой.

В общем, соперничество, или конкуренция за лидерство, между двумя центрами Виенан Карьяла продолжалось на протяжении многих десятилетий. При этом Вокнаволок оставался более консервативным селом с оседлым населением и тщательно оберегаемыми народными традициями. Даже сегодня Вокнаволок является единственной деревней, говорящей преимущественно на собственно-карельском диалекте. Советская эпоха не сломила карельский дух жителей Вокнаволока: они говорили по-карельски и дома, и на работе, и в школе, несмотря на то, что карельский язык советами вообще не признавался. Из года в год, придерживаясь традиции, которая отмерила уже не одну сотню лет, жители Вокнаволока традиционно отмечали Ильин день на острове Лиэтосуари. Лишь в постсоветские годы праздник деревни был перенесен в исторический центр деревни.

Ближняя история деревни

Исторические постройки в центре деревни Вокнаволок. Фото: Валерий Поташов
Исторические постройки в центре деревни Вокнаволок. Фото: Валерий Поташов

Для того чтобы понять, как конкурировали Ухтуа и Вокнаволок, давайте обратимся к статистике. Например, по переписи населения 1926 года, в Ухтинском сельсовете числилось населения 1251 человек, а в Вокнаволокском сельсовете (всего 32 поселения – хутора и деревни) –1119. При этом карелов в Ухтуа насчитывалось всего 656 человек, а в Вокнаволоке –1045. Финны предпочитали обосновываться в Ухтуа, где их было 405 человек, в Вокнаволоке финнов было всего 42 человека. В целом можно сказать, что даже в 1926 году Вокнаволок оставался очень консервативной карельской деревней. На тот момент в Ухтуа проживало 90 русских и 18 человек прочих национальностей. В Вокнаволоке таковых было всего 25 и 7 человек соответственно. При этом территориально Вокнаволок относился к Ухтинскому, а затем Калевальскому району.

В 80-х годах прошлого столетия было принято роковое решение о передаче Вокнаволока Костомукшскому городскому округу. Роковое, потому что вслед за этим последовал стремительный упадок еще двух рунопевческих деревень Калевальского района – Поньгагубы и Войницы. Вместе с Вокнаволоком, Ухтуа и деревней Юшкозеро они составляли своеобразное «золотое сечение» всей Прибеломорской Карелией, были объединены единой карельской общностью, культурой, рунопевческими традициями.

Деревенское кладбище. Фото: Валерий Поташов
Деревенское кладбище. Фото: Валерий Поташов

Легенды Вокнаволока

Необходимо отметить, что Вокнаволок оказал сильнейшее влияние на всю Прибеломорскую Карелию. Примерно половина нынешних карельских родов Калевалы имеет вокнаволокские корни. Ваш покорный слуга – тоже уроженец Вокнаволока, и хотя моя семья уехала из деревни в Калевалу в 1969 году, ежегодно я ездил в родную деревню на каникулы к тете. Это было еще в те времена, когда из Вокнаволока в Войницу по озеру Верхнее Куйтто ходил небольшой пассажирский катер «Сампо», на котором работали жители Вокнаволока Сантери Гармуев и Леонид Карлов, а зимой из Калевалы в деревню регулярно летал пассажирский самолет Ан-2.

Деревня Вокнаволок имеет свою богатейшую историю. О жителях этой деревни я слышал много рассказов от своего отца, многие из них были связаны с военной историей деревни, которая находилась в зоне оккупации третьей пехотной дивизии финнов под командованием генерала Силасвуо. Перед вступлением финнов в деревню пограничники насильственно заставляли вокнаволокцев эвакуироваться, однако многие просто проигнорировали это требование, и, спрятавшись в лесу и в хозяйственных постройках, остались в деревне. Когда лодки с эвакуированными плыли по Верхнему Куйтто, над ними пролетел финский истребитель. Не смотря на то, что пограничники открыли по нему ружейный огонь, пилот не стал обстреливать лодки, очевидно, увидев, что в них плывут гражданские люди. Кстати, часть лодок вернулась позднее в деревню.

Деревня Вокнаволок, зима 1942 г. Снимок из финского военного фотоархива sa-kuva.fi
Деревня Вокнаволок, зима 1942 г. Снимок из финского военного фотоархива sa-kuva.fi

Рассказывают, что одной вокнаволокской девчушке пограничники дали спички и поручили поджечь здания школы и сельсовета. Девчушке очень не хотелось поджигать родную школу, она вернулась с «задания» вся в слезах и сказала пограничникам, что нечаянно уронила спички в лужу. Те махнули рукой – не было времени, и не стали заморачиваться с поджогом. Никому и в голову не пришло, что в июле 1941 года в этих местах стояла жаркая и сухая погода, дождя не было несколько недель, и в деревне, естественно, не было ни одной лужи.

Другая военная история связана со старым деревенским колхозным конюхом, который остался в оккупации и продолжал исполнять свои обязанности на конюшне, где оставалось несколько лошадей. Когда на конюшню пришли финские солдаты, чтобы взять лошадей для каких-то военных целей, старик вышел им навстречу с берданкой и пригрозил открыть огонь на поражение, если солдаты посмеют тронуть колхозное имущество без справки от председателя. Председатель же колхоза был, естественно, в эвакуации. После долгих переговоров и уговоров старого конюха устроила справка от коменданта с круглой печатью. Читать он все равно не умел, и решающее значение для него имело наличие печати.

Еще раз напомнить миру

Деревенская школа. Фото: Валерий Поташов
Деревенская школа. Фото: Валерий Поташов

О Вокнаволоке можно говорить долго. Тот, кто хотя бы раз посетит эту деревню, навсегда оставит в сердце и в душе воспоминания о ней, о ее добрых, простых и необыкновенно гостеприимных жителях. И, наверное, не случайно Вокнаволок стал культурной столицей финно-угорского мира: если где-то в Виенан Каръяла и сохранился истинно северокарельский дух, то, в первую очередь, в деревне Вокнаволок.

Более того, такой статус деревни позволит всей карельской общественности и гражданским активистам республики обратить внимание финно-угорского мира, а, может быть, и правительства Российской Федерации на то, в каком катастрофическом положении находятся сегодня карелы, а в особенности – северные карелы, с каждым годом теряющие язык, культуру, национальную самоидентификацию. Мы не просто вымираем, мы исчезаем с лица земли как этнос. Этнос, давший миру бессмертные руны эпоса «Калевала».

Карелы смогли пронести руны сквозь столетия и тысячелетия, пользуясь только своим языком, передавая руны из поколения в поколение из уст в уста. Современная цивилизация при всей своей технической оснащенности, компьютеризации, информационной продвинутости не в состоянии помочь выжить одному маленькому народу на севере цивилизованной Европы. Будем надеяться, что именно с Вокнаволока, с культурной столицы финно-угорского мира – 2017 карельский народ начнет свой путь к возрождению. Мы слишком долго этого ждем!

Загрузка...