В минувшую пятницу в Карелию пришло радостное известие: деревня Вокнаволок (Костомукшский городской округ), находящаяся в Прибеломорской Карелии (Vienan Karjala), вышла в победители международного конкурса и на 2017 год станет культурной столицей финно-угорского мира. Событие знаковое не только для самой деревни, но и всего карельского народа.
Конкурс был объявлен 17 марта 2016 года в венгерской деревне Искасентдьёрдь, которая вместе с венгерским городом Веспрем являются культурными столицами финно-угорского мира в нынешнем году. Конкурс преследует целью укрепление этнической идентичности финно-угорских и самодийских народов, а также усиление взаимодействия между ними. Организатором конкурса выступила Молодежная ассоциация финно-угорских народов (МАФУН). Деревня Вокнаволок стала пятой культурной столицей финно-угорского мира.
Говорящая по-карельски
Впрочем, деревня Вокнаволок в свои лучшие времена была центром Прибеломорской Карелии наряду с селами Ухтуа и Кестеньга. Во времена путешествий Элиаса Леннрота Вокнаволок был даже более продвинут, как это сейчас принято говорить, и в культурном, и в экономическом отношении, в сравнении с Ухтой.
В общем, соперничество, или конкуренция за лидерство, между двумя центрами Виенан Карьяла продолжалось на протяжении многих десятилетий. При этом Вокнаволок оставался более консервативным селом с оседлым населением и тщательно оберегаемыми народными традициями. Даже сегодня Вокнаволок является единственной деревней, говорящей преимущественно на собственно-карельском диалекте. Советская эпоха не сломила карельский дух жителей Вокнаволока: они говорили по-карельски и дома, и на работе, и в школе, несмотря на то, что карельский язык советами вообще не признавался. Из года в год, придерживаясь традиции, которая отмерила уже не одну сотню лет, жители Вокнаволока традиционно отмечали Ильин день на острове Лиэтосуари. Лишь в постсоветские годы праздник деревни был перенесен в исторический центр деревни.
Ближняя история деревни
Для того чтобы понять, как конкурировали Ухтуа и Вокнаволок, давайте обратимся к статистике. Например, по переписи населения 1926 года, в Ухтинском сельсовете числилось населения 1251 человек, а в Вокнаволокском сельсовете (всего 32 поселения – хутора и деревни) –1119. При этом карелов в Ухтуа насчитывалось всего 656 человек, а в Вокнаволоке –1045. Финны предпочитали обосновываться в Ухтуа, где их было 405 человек, в Вокнаволоке финнов было всего 42 человека. В целом можно сказать, что даже в 1926 году Вокнаволок оставался очень консервативной карельской деревней. На тот момент в Ухтуа проживало 90 русских и 18 человек прочих национальностей. В Вокнаволоке таковых было всего 25 и 7 человек соответственно. При этом территориально Вокнаволок относился к Ухтинскому, а затем Калевальскому району.
В 80-х годах прошлого столетия было принято роковое решение о передаче Вокнаволока Костомукшскому городскому округу. Роковое, потому что вслед за этим последовал стремительный упадок еще двух рунопевческих деревень Калевальского района – Поньгагубы и Войницы. Вместе с Вокнаволоком, Ухтуа и деревней Юшкозеро они составляли своеобразное «золотое сечение» всей Прибеломорской Карелией, были объединены единой карельской общностью, культурой, рунопевческими традициями.
Легенды Вокнаволока
Необходимо отметить, что Вокнаволок оказал сильнейшее влияние на всю Прибеломорскую Карелию. Примерно половина нынешних карельских родов Калевалы имеет вокнаволокские корни. Ваш покорный слуга – тоже уроженец Вокнаволока, и хотя моя семья уехала из деревни в Калевалу в 1969 году, ежегодно я ездил в родную деревню на каникулы к тете. Это было еще в те времена, когда из Вокнаволока в Войницу по озеру Верхнее Куйтто ходил небольшой пассажирский катер «Сампо», на котором работали жители Вокнаволока Сантери Гармуев и Леонид Карлов, а зимой из Калевалы в деревню регулярно летал пассажирский самолет Ан-2.
Деревня Вокнаволок имеет свою богатейшую историю. О жителях этой деревни я слышал много рассказов от своего отца, многие из них были связаны с военной историей деревни, которая находилась в зоне оккупации третьей пехотной дивизии финнов под командованием генерала Силасвуо. Перед вступлением финнов в деревню пограничники насильственно заставляли вокнаволокцев эвакуироваться, однако многие просто проигнорировали это требование, и, спрятавшись в лесу и в хозяйственных постройках, остались в деревне. Когда лодки с эвакуированными плыли по Верхнему Куйтто, над ними пролетел финский истребитель. Не смотря на то, что пограничники открыли по нему ружейный огонь, пилот не стал обстреливать лодки, очевидно, увидев, что в них плывут гражданские люди. Кстати, часть лодок вернулась позднее в деревню.
Рассказывают, что одной вокнаволокской девчушке пограничники дали спички и поручили поджечь здания школы и сельсовета. Девчушке очень не хотелось поджигать родную школу, она вернулась с «задания» вся в слезах и сказала пограничникам, что нечаянно уронила спички в лужу. Те махнули рукой – не было времени, и не стали заморачиваться с поджогом. Никому и в голову не пришло, что в июле 1941 года в этих местах стояла жаркая и сухая погода, дождя не было несколько недель, и в деревне, естественно, не было ни одной лужи.
Другая военная история связана со старым деревенским колхозным конюхом, который остался в оккупации и продолжал исполнять свои обязанности на конюшне, где оставалось несколько лошадей. Когда на конюшню пришли финские солдаты, чтобы взять лошадей для каких-то военных целей, старик вышел им навстречу с берданкой и пригрозил открыть огонь на поражение, если солдаты посмеют тронуть колхозное имущество без справки от председателя. Председатель же колхоза был, естественно, в эвакуации. После долгих переговоров и уговоров старого конюха устроила справка от коменданта с круглой печатью. Читать он все равно не умел, и решающее значение для него имело наличие печати.
Еще раз напомнить миру
О Вокнаволоке можно говорить долго. Тот, кто хотя бы раз посетит эту деревню, навсегда оставит в сердце и в душе воспоминания о ней, о ее добрых, простых и необыкновенно гостеприимных жителях. И, наверное, не случайно Вокнаволок стал культурной столицей финно-угорского мира: если где-то в Виенан Каръяла и сохранился истинно северокарельский дух, то, в первую очередь, в деревне Вокнаволок.
Более того, такой статус деревни позволит всей карельской общественности и гражданским активистам республики обратить внимание финно-угорского мира, а, может быть, и правительства Российской Федерации на то, в каком катастрофическом положении находятся сегодня карелы, а в особенности – северные карелы, с каждым годом теряющие язык, культуру, национальную самоидентификацию. Мы не просто вымираем, мы исчезаем с лица земли как этнос. Этнос, давший миру бессмертные руны эпоса «Калевала».
Карелы смогли пронести руны сквозь столетия и тысячелетия, пользуясь только своим языком, передавая руны из поколения в поколение из уст в уста. Современная цивилизация при всей своей технической оснащенности, компьютеризации, информационной продвинутости не в состоянии помочь выжить одному маленькому народу на севере цивилизованной Европы. Будем надеяться, что именно с Вокнаволока, с культурной столицы финно-угорского мира — 2017 карельский народ начнет свой путь к возрождению. Мы слишком долго этого ждем!