То, что Олег Тельнов в сугубо политическом отношении не жилец, было ясно уже в момент его назначения на должность первого заместителя главы Республики Карелия. Не проработал и пяти месяцев. Не справился, не сдюжил, не смог. Дал слабину. Отпросился «по собственному желанию». Начиналось же вполне бравурно. Официальный Интернет-портал Республики Карелия рапортовал: «Говоря о кандидатуре Олега Тельнова, руководитель региона отметил, что за более чем 20 лет работы в органах власти республики он заслужил авторитет и уважение не только у коллег в правительстве, но и у представителей самых различных сфер деятельности». Ну, видимо, не помогли авторитет и уважение этих самых представителей. Не этим надо было брать.

Пожалуй, только «Черника» сразу очертила свои обоснованные сомнения в отношении ноябрьского назначенца. «В нем нет харизмы. Нет готовности проходить испытания реальной конкуренции. В ситуации постоянного теребления фактора «варяга», который полагал, что приедет и наладит жизнь, «местный», казалось бы, выглядит чуть выигрышнее, [но он] – добротный хозяйственник, за плечами которого нет ни одного реализованного проекта общереспубликанского уровня, прямо ассоциируемого лично с его компетенциями и способностями. Не отличающиеся от статистической погрешности показатели узнаваемости. Вывести его рейтинг на крейсерские показатели в 50-60% представляется проблематичным. У него нет собственных финансовых и медийных ресурсов. Региональное отделение «Единой России» не примет «по свистку» такую кандидатуру». Все ровно так и произошло.

Работая в команде Худилайнена, Тельнов так и остался в тени не только губернатора, но и других, более заметных фигур из его окружения. Фото: Губернiя Daily
Работая в команде Худилайнена, Тельнов так и остался в тени не только губернатора, но и других, более заметных фигур из его окружения. Фото: Губернiя Daily

Легитимация политики и власти республиканских руководителей остается одной из их самых серьезных проблем. В обстоятельствах, когда ответственность властных структур и требования общества к ним резко возрастают, проявляются прикладные аспекты теории политической элиты, т.е. лучшей, избранной группы профессионалов, верхушки правящих сил, занимающихся политикой и потому находящихся на руководящих постах разных ступеней управления.

Политику Тельнову оказалось непомерно трудно проводить собственную линию, когда общество не доверяет власти, а последняя не уверена в своем окружении и во всех тех людях, организованных на групповом и субгрупповом уровнях, которыми она должна руководить. Между обществом и первыми лицами региона отнюдь не царит гармония. Властно-общественные отношения зыбки и непостоянны. Взаимное или одностороннее влечение сменяется разочарованием, а нередко и конфликтами, к которым добавляется весь клубок внутриэлитных противоречий.

Посмотрите на Забайкалье. Именно здесь, как и в Карелии, были выявлены грубейшие нарушения при выполнении госпрограммы по расселению из аварийного фонда. Утром 17 февраля президент России Владимир Путин уволил предыдущего главу Забайкалья Константина Ильковского за срыв планов госпрограммы. По этой же причине глава государства объявил выговор главе Карелии Александру Худилайнену. Правительство Забайкалья исполняющая обязанности главы региона Наталья Жданова отправила в отставку 24 февраля. Состав правительства края, измененный на треть, уже сформирован. «Задача – приступить к работе в ближайшее время. На повестке дня – сохранение социальной стабильности в регионе.»

Новое правительство в Карелии до сих пор не сформировано. Фото: Валерий Поташов
Новое правительство в Карелии до сих пор не сформировано. Фото: Валерий Поташов

В Карелии же до сих пор идет выяснение того, кто должен понести персональную ответственность за губернаторский прокол в администрировании. Единственное более или менее внятное из того, что было услышано заинтересованной публикой, связано с намерением «расчленить» «строительство» и «ЖКХ и энергетику» в профильном министерстве. Однако это автоматически приведёт к увеличению количества министерств, госкомитетов и ведомств. И вот теперь … отставка первого губернаторского зама, который, видимо, не пожелал оказаться в роли крайнего.

Когда обыватель оглядывается в недавнее республиканское прошлое, то обнаруживает там весьма немного действительно одаренных политиков, еще меньше сильных руководителей, к каждому из которых при этом могут быть предъявлены те или иные претензии. Зато в истории великое множество неудачливых министров и их замов (из худилайненовского правительства стоит вспомнить хотя бы бывшего заместителя министра труда и занятости Карелии Гивия Карапетова и бывшего заместителя министра строительства Карелия Андрея Лыченкова), ничем не примечательных начальников, правление которых отмечено всевозможными оплошностями, ошибками, проигранными состязаниями и упущенными возможностями. Можно, конечно, заключить, что в этом политика мало отличается от других видов деятельности, но ее просчеты более всего сказываются на судьбах людей.